
Почему мы болеем? Связь болезней души и болезней тела
Вопрос:
«Почему мы болеем? Откуда причина большинства болезней? Как они приходят в нашу жизнь? Из-за чего? Как большей частью они могут быть преодолены?»
Священник Виктор Турович:
Болезни происходят из-за того, что у нас нет божественной благодати. Представьте сами: тело Спиридона Тримифунтского нетленное лежит уже около 9 веков — около 900 лет, и даже температура этого тела, когда бы ее ни измеряли, 36,6. Тления не происходит совершенно.
Столько там удивительных чудес происходит. Раз в год стоя обносят раку с телом святителя вокруг города, переодевают. Кожа такая: нажмешь — белое пятнышко, потом заполняется кровью, теплая всегда. То есть 900 лет назад душа уже покинула это тело, а в каждой клеточке столько божественной благодати, что оно совершенно нетленно. И святой продолжает служить людям теми делами, которые он делал в жизни: молился, помогал людям, исцелял.
Какие-то святые воскрешали мёртвых, изгоняли бесов. И то же самое происходит и дальше. Душа уходит к Богу, но через тело, через мощи святые продолжают этими же своими делами, которыми и при жизни помогали людям, дальше служить людям и Богу.
И вот я к чему это говорю. Есть тело святого, которое совершенно не тлеет, а есть тело наше, живого человека, в котором еще душа наша находится, и мы уже болеем. Почему такое происходит? Потому что у нас нет этого изобилия жизни и божественной благодати. Потому что в неправильном устроении находится наша душа.
Если посмотреть на причину наших болезней, то очень часто мы видим, прежде всего, повреждение духовное в человеке, которое было у него долгие-долгие годы и которое являлось тем фактором, который в конечном итоге накопился и разрушил здоровье телесное.
Либо мы долгие годы обижались, либо мы долгие годы злились, либо мы долгие годы ссорились, ругались, либо мы долгие годы пребывали в осуждении, в гордыне, в самонадеянности, в самости, либо мы долгие годы лгали, изворачивались, изменяли, предавали. Многие-многие грехи мы делали годами, и эта духовная болезнь в итоге привела и к разрушению нашего тела.
Либо мы жили долгие годы без доверия Богу, унывая, отчаиваясь, озлобляясь на жизнь, на судьбу, на Господа. И эта духовная болезнь в конечном итоге потом спровоцировала и привела к болезни телесной.
Поэтому сейчас хочу привести поучение афонского старца Порфирия Кавсокаливита дословно, чтобы его неискажённая мудрость пребыла с нами. Насколько мудро Отец Порфирий все это объясняет:
«Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело. Но будь внимателен: никогда не молись с задней мыслью, не говори: “Боже мой, прости мне грехи мои”, в то время как твой ум всецело занят твоим телесным недугом.
Такая молитва не будет иметь результата. Когда ты встаешь на молитву, забудь о своей телесной немощи, принимай ее как епитимью, наложенную для отпущения твоих грехов. И не беспокойся о том, что будет дальше. Предоставь это Богу, Он знает, что делает.
Благодать Божия изменяет человека, преображает его и душевно, и телесно. Тогда уходят все болезни. Ни колита тебе, ни щитовидной железы, ни желудка, ничего. Все функционирует правильно. Это прекрасно — ходить, трудиться, двигаться и иметь здоровье. Но прежде всего имей душевное здоровье.
Основание — это душевное здоровье. За ним следует и телесное. Почти все болезни происходят из недостатка доверия Богу, и поэтому возникает стресс. А стресс приводит к потере религиозного чувства. Если у вас нет любви ко Христу, если вас не занимают святые вещи, то наверняка наполнитесь тоскою и злом.
Следует знать еще вот что: когда лекарства не помогают, это значит, что болеет не тело, но душа. А исцеление души мы можем обрести только лишь у Христа. Понимаете? Нашу душу исцеляет только Христос.
Когда ты теряешь всякую надежду, Он посылает тебе нечто такое, чего ты никак не ждешь… надо только верить в Него и любить Его».
Вот клады мудрости. Всё возникает из-за поврежденности нашей души грехом. Из-за этого мы не доверяем Богу, из-за этого впадаем в стресс, из-за этого ругаемся, гневаемся, отчаиваемся, унываем, тоскуем. Весь этот стресс вызывает истощение нервной системы. Вслед за чем у нас возникают тяжелые чувства, которые приводят к различным заболеваниям.
Эти чувства из-за неправильных греховных мыслей, возникающие неправильные греховные чувства, мы перед тем, как образуется болезнь, несём иногда в себе годами, если не десятками лет. И потом это все приводит уже к серьезной болезни.
Поэтому очень важно здесь не просить Бога о прощении грехов ради выздоровления. Господь знает, кому послать выздоровление, кому нет, кому какой путь болезни удобнее для вхождения на небо.
Что мы можем сделать для себя прежде всего? Нам нужно раскаяться в грехах. Болезнь – это возможность. Мы грехами дали возможность тёмным силам действовать на нас и причинять нам скорби.
И поэтому нужно, прежде всего, раскаиваться в том, что мы много лет подряд впадали в эти грехи, в эти неправильности. Не доверяли Богу, не смирялись, не имели кротости, не имели мира со всеми близкими, покоя, радости о Боге и благодарности за всё, что Он нам даёт и делает. Любви с ближними не имели, не имели честности и так далее. И вот всё это привело к тому, что мы получили ту болезнь, которую мы получили.
Поэтому будем об этом помнить. Вот есть пословица «рыба гниёт с головы», а человек, я продолжаю эту пословицу, гниет с души. И вот эта болезнь души потом приводит и к болезням телесным. Соответственно, чтобы от большинства болезней вылечиться, когда еще точка невозврата в плоти не пройдена, то и начинать нужно с души.
Исцелилась душа, пересмотрели всю жизненную философию свою, все жизненные установки, отношения к миру, к людям, к Богу поменяли — и часто и болезнь уходит.
Бывает так, что мы подолгу из-за болезни не можем ходить в храм, не можем, например, исповедоваться, причаститься, у нас либо ноги болят, либо давление, либо мы не можем из-за каких-то других немощей наших.
И вот здесь тоже есть такой нюанс, который приходилось часто наблюдать. У каждого человека, например, 20-30 дней он болеет, а потом бывает денёк-другой облегчения, когда он легче себя чувствует.
Что начинает делать в этот момент большинство из нас? Делать по дому те дела, которые накопились у нас, пока мы болели. А на самом деле, эти промежутки облегчения даны нам Господом для другого — для того, чтобы мы пошли в храм, исповедовались, причастились.
А этого не происходит. Опять, эти день-два пробегали, сделали много дел, на следующий день опять давление, ноги болят, не можем встать, не можем ничего делать. Понимаете почему? Потому что мы не использовали это время. Господь нам дал это время, а наши ножки пошли не туда, а наши ручки не то стали делать, а наша головушка была не тем занята.
Поэтому опять мы не использовали это время, полезное для себя, как бы потеряли его. И снова изнуряются наши тела, и мы снова несем эту скорбь, но вот это окошечко дано было для того, чтобы мы смогли прийти на покаяние, смогли прийти на причастие, исповедь, получить пользу для своей души, и может быть потом, эти болезни были бы полегче.
А мы это использовали для того, чтобы сделать как можно больше домашних дел, которые накопились за время болезни. То есть, когда такие промежутки облегчения получаются, надо их потратить прежде всего на храм, на храм своей души: исповедоваться, причаститься, участвовать в богослужении, помолиться, покаяться перед Богом. А потом уже пришли, передохнули, сколько успели, сделали дела. Вот это правильный подход.
Дай нам, Господи, всё это понимать. Дай Бог вам всем облегчения в ваших скорбях, ваших болезнях, милости и помощи вам Божьей.
Вопрос:
«Почему мы болеем? Откуда причина большинства болезней? Как они приходят в нашу жизнь? Из-за чего? Как большей частью они могут быть преодолены?»
Священник Виктор Турович:
Болезни происходят из-за того, что у нас нет божественной благодати. Представьте сами: тело Спиридона Тримифунтского нетленное лежит уже около 9 веков — около 900 лет, и даже температура этого тела, когда бы ее ни измеряли, 36,6. Тления не происходит совершенно.
Столько там удивительных чудес происходит. Раз в год стоя обносят раку с телом святителя вокруг города, переодевают. Кожа такая: нажмешь — белое пятнышко, потом заполняется кровью, теплая всегда. То есть 900 лет назад душа уже покинула это тело, а в каждой клеточке столько божественной благодати, что оно совершенно нетленно. И святой продолжает служить людям теми делами, которые он делал в жизни: молился, помогал людям, исцелял.
Какие-то святые воскрешали мёртвых, изгоняли бесов. И то же самое происходит и дальше. Душа уходит к Богу, но через тело, через мощи святые продолжают этими же своими делами, которыми и при жизни помогали людям, дальше служить людям и Богу.
И вот я к чему это говорю. Есть тело святого, которое совершенно не тлеет, а есть тело наше, живого человека, в котором еще душа наша находится, и мы уже болеем. Почему такое происходит? Потому что у нас нет этого изобилия жизни и божественной благодати. Потому что в неправильном устроении находится наша душа.
Если посмотреть на причину наших болезней, то очень часто мы видим, прежде всего, повреждение духовное в человеке, которое было у него долгие-долгие годы и которое являлось тем фактором, который в конечном итоге накопился и разрушил здоровье телесное.
Либо мы долгие годы обижались, либо мы долгие годы злились, либо мы долгие годы ссорились, ругались, либо мы долгие годы пребывали в осуждении, в гордыне, в самонадеянности, в самости, либо мы долгие годы лгали, изворачивались, изменяли, предавали. Многие-многие грехи мы делали годами, и эта духовная болезнь в итоге привела и к разрушению нашего тела.
Либо мы жили долгие годы без доверия Богу, унывая, отчаиваясь, озлобляясь на жизнь, на судьбу, на Господа. И эта духовная болезнь в конечном итоге потом спровоцировала и привела к болезни телесной.
Поэтому сейчас хочу привести поучение афонского старца Порфирия Кавсокаливита дословно, чтобы его неискажённая мудрость пребыла с нами. Насколько мудро Отец Порфирий все это объясняет:
«Ты знаешь, что надо делать, когда ты болеешь? Надо просить Бога, чтобы Он простил тебе твои грехи. И Бог, поскольку ты, будучи преисполнен страдания, со смирением будешь обращаться к Нему, простит тебе грехи и исцелит и твое тело. Но будь внимателен: никогда не молись с задней мыслью, не говори: “Боже мой, прости мне грехи мои”, в то время как твой ум всецело занят твоим телесным недугом.
Такая молитва не будет иметь результата. Когда ты встаешь на молитву, забудь о своей телесной немощи, принимай ее как епитимью, наложенную для отпущения твоих грехов. И не беспокойся о том, что будет дальше. Предоставь это Богу, Он знает, что делает.
Благодать Божия изменяет человека, преображает его и душевно, и телесно. Тогда уходят все болезни. Ни колита тебе, ни щитовидной железы, ни желудка, ничего. Все функционирует правильно. Это прекрасно — ходить, трудиться, двигаться и иметь здоровье. Но прежде всего имей душевное здоровье.
Основание — это душевное здоровье. За ним следует и телесное. Почти все болезни происходят из недостатка доверия Богу, и поэтому возникает стресс. А стресс приводит к потере религиозного чувства. Если у вас нет любви ко Христу, если вас не занимают святые вещи, то наверняка наполнитесь тоскою и злом.
Следует знать еще вот что: когда лекарства не помогают, это значит, что болеет не тело, но душа. А исцеление души мы можем обрести только лишь у Христа. Понимаете? Нашу душу исцеляет только Христос.
Когда ты теряешь всякую надежду, Он посылает тебе нечто такое, чего ты никак не ждешь… надо только верить в Него и любить Его».
Вот клады мудрости. Всё возникает из-за поврежденности нашей души грехом. Из-за этого мы не доверяем Богу, из-за этого впадаем в стресс, из-за этого ругаемся, гневаемся, отчаиваемся, унываем, тоскуем. Весь этот стресс вызывает истощение нервной системы. Вслед за чем у нас возникают тяжелые чувства, которые приводят к различным заболеваниям.
Эти чувства из-за неправильных греховных мыслей, возникающие неправильные греховные чувства, мы перед тем, как образуется болезнь, несём иногда в себе годами, если не десятками лет. И потом это все приводит уже к серьезной болезни.
Поэтому очень важно здесь не просить Бога о прощении грехов ради выздоровления. Господь знает, кому послать выздоровление, кому нет, кому какой путь болезни удобнее для вхождения на небо.
Что мы можем сделать для себя прежде всего? Нам нужно раскаяться в грехах. Болезнь – это возможность. Мы грехами дали возможность тёмным силам действовать на нас и причинять нам скорби.
И поэтому нужно, прежде всего, раскаиваться в том, что мы много лет подряд впадали в эти грехи, в эти неправильности. Не доверяли Богу, не смирялись, не имели кротости, не имели мира со всеми близкими, покоя, радости о Боге и благодарности за всё, что Он нам даёт и делает. Любви с ближними не имели, не имели честности и так далее. И вот всё это привело к тому, что мы получили ту болезнь, которую мы получили.
Поэтому будем об этом помнить. Вот есть пословица «рыба гниёт с головы», а человек, я продолжаю эту пословицу, гниет с души. И вот эта болезнь души потом приводит и к болезням телесным. Соответственно, чтобы от большинства болезней вылечиться, когда еще точка невозврата в плоти не пройдена, то и начинать нужно с души.
Исцелилась душа, пересмотрели всю жизненную философию свою, все жизненные установки, отношения к миру, к людям, к Богу поменяли — и часто и болезнь уходит.
Бывает так, что мы подолгу из-за болезни не можем ходить в храм, не можем, например, исповедоваться, причаститься, у нас либо ноги болят, либо давление, либо мы не можем из-за каких-то других немощей наших.
И вот здесь тоже есть такой нюанс, который приходилось часто наблюдать. У каждого человека, например, 20-30 дней он болеет, а потом бывает денёк-другой облегчения, когда он легче себя чувствует.
Что начинает делать в этот момент большинство из нас? Делать по дому те дела, которые накопились у нас, пока мы болели. А на самом деле, эти промежутки облегчения даны нам Господом для другого — для того, чтобы мы пошли в храм, исповедовались, причастились.
А этого не происходит. Опять, эти день-два пробегали, сделали много дел, на следующий день опять давление, ноги болят, не можем встать, не можем ничего делать. Понимаете почему? Потому что мы не использовали это время. Господь нам дал это время, а наши ножки пошли не туда, а наши ручки не то стали делать, а наша головушка была не тем занята.
Поэтому опять мы не использовали это время, полезное для себя, как бы потеряли его. И снова изнуряются наши тела, и мы снова несем эту скорбь, но вот это окошечко дано было для того, чтобы мы смогли прийти на покаяние, смогли прийти на причастие, исповедь, получить пользу для своей души, и может быть потом, эти болезни были бы полегче.
А мы это использовали для того, чтобы сделать как можно больше домашних дел, которые накопились за время болезни. То есть, когда такие промежутки облегчения получаются, надо их потратить прежде всего на храм, на храм своей души: исповедоваться, причаститься, участвовать в богослужении, помолиться, покаяться перед Богом. А потом уже пришли, передохнули, сколько успели, сделали дела. Вот это правильный подход.
Дай нам, Господи, всё это понимать. Дай Бог вам всем облегчения в ваших скорбях, ваших болезнях, милости и помощи вам Божьей.
Следующая запись: О настоящей любви узнаете не из голливудских фильмов, а из Священного Писания
Лучшие публикации