
Странное исчезновение и фантастическое обретение: история одного из самых известных портретов Пушкина
Исторически сложилось, что существует два самых известных портрета Пушкина. И оба они были написаны в одно время – в 1827-ом году. Но портреты эти настолько разные, что их часто противопоставляют друг другу. Один – кисти Ореста Кипренского – это портрет деловой, отчасти даже парадный, в то время как второй – работы Тропинина – максимально расслабленный и домашний, на нем поэт вообще представлен в халате. И именно с портретом Тропинина связана удивительная, отчасти даже детективная история, не разгаданная до сих пор.
Согласно одной из версий, портрет Пушкина заказал его друг Соболевский, библиофил и большой почитатель таланта поэта. Для работы он выбрал одного из самых московских художников того времени – Василия Тропинина, который славился своим умением точно подмечать детали характера и изображать их на картинах. Он создал и ввел в моду так называемые «халатные портреты» – изображения дворян не в парадном одеянии как на бал, а по-домашнему, интимно и просто. Зачастую для таких портретов позировали прямо в халатах – отсюда и название жанра.
Очевидно, именно такой, домашний, портрет Пушкина хотел получить Соболевский. На нем мы видим поэта, что называется, неглиже, в халате, мы словно оказались в его комнате и, по-видимому, входим в близкий круг хозяина, потому что принимать гостей, посторонних людей в таком виде было не принято.
Любопытно, что примерно в то же время другой друг Пушкина – Антон Дельвиг – тоже заказывает его портрет, но уже не у московского, а у питерского художника Ореста Кипренского. На нем поэт изображен деловым, слегка задумчивым, одетым в шотландский плед или шарф. Притягивают внимание и ногти поэта, но об этом как-нибудь в другой раз.
Но вернемся к нашему московскому, тропининскому портрету.
На первой же сессии был готов эскиз, но основная работа над полотном длилась еще несколько месяцев. К апрелю 1827-ого года портрет был готов, но насладиться им сполна заказчик так и не смог. Он собирался за границу и не мог взять картину с собой, из-за чего оставил ее на хранение у друзей. Но, вернувшись через несколько лет, Соболевский был сильно удивлен и рассержен, когда увидел, что в дорогой раме вместо оригинального портрета висит какая-то жалкая копия, которую он по собственному признанию «выбросил в окно». Найти же настоящую картину уже не представлялось возможным. Один из ярчайших и интереснейших портретов Пушкина рисковал быть утерянным навсегда.
Удивительная находка
Долгих 20 лет о местонахождении портрета Пушкина кисти Тропина было ничего не известно. Лишь в середине 1850-ых картина была найдена на какой-то барахолке. И история ее второго обретения впечатляет.
Обнаружил ее директор московского архива Министерства иностранных дел князь Оболенский. Он был хорошо знаком с тропининской манерой письма, потому как многие годы художник был крепостным его родственника и много лет назад писал и самого князя. Но одних подозрений мало… Как понять, что это именно та картина, а не одна из многочисленных копий? Экспертизы тогда не было, а значит оставалось лишь одно средство – автор всегда признает свою работу. Решено было обратиться к самому Тропинину.
То, что восьмидесятилетний художник был еще жив – это настоящее чудо. Но еще большее чудо то, что художник действительно узнал свою работу. Вот как он описывал свои эмоции:
«И тут-то я увидел собственной моей кисти портрет Пушкина после пропажи, и увидел его не без сильного волнения… я чуть было не плакал, видя, как портрет испорчен, как он растрескался и как пострадал, вероятно, валяясь где-нибудь в сыром подвале или сарае»
Действительно, портрет был в ужасном состоянии. Но несмотря на все просьбы, Тропинин отказался его реставрировать. Возможно, думал, что лишь испортит творение молодых своих рук, а, возможно, вспоминал личные встречи и сеансы с поэтом и не хотел писать Пушкина уже без Пушкина. Так или иначе, но Тропинин не стал менять портрет, а только почистил его от внешних загрязнений и покрыл новым лаком.
До 1909-ого года новообретенный портрет Пушкина так и оставался в собственности обнаружившего его когда-то князя Оболенского. Потом его наследники продали картину Третьяковым, а те выставили ее в галерее. Там портрет и висел до 1937-ого года, когда его перевезли в Санкт-Петербург. Сейчас портрет Пушкина работы Тропинина можно увидеть во Всероссийском музее Пушкина на Мойке, 12.
Есть какая-то ирония в том, что домашний портрет Пушкина, выполненный в популярной тогда в Москве манере главным московским художником, хранится нынче в Санкт-Петербурге, а деловой и строгий портрет, более подходящий для столичного тогда Петербурга, находится сейчас в Третьяковской галерее в Москве...
Исторически сложилось, что существует два самых известных портрета Пушкина. И оба они были написаны в одно время – в 1827-ом году. Но портреты эти настолько разные, что их часто противопоставляют друг другу. Один – кисти Ореста Кипренского – это портрет деловой, отчасти даже парадный, в то время как второй – работы Тропинина – максимально расслабленный и домашний, на нем поэт вообще представлен в халате. И именно с портретом Тропинина связана удивительная, отчасти даже детективная история, не разгаданная до сих пор.
Согласно одной из версий, портрет Пушкина заказал его друг Соболевский, библиофил и большой почитатель таланта поэта. Для работы он выбрал одного из самых московских художников того времени – Василия Тропинина, который славился своим умением точно подмечать детали характера и изображать их на картинах. Он создал и ввел в моду так называемые «халатные портреты» – изображения дворян не в парадном одеянии как на бал, а по-домашнему, интимно и просто. Зачастую для таких портретов позировали прямо в халатах – отсюда и название жанра.
Очевидно, именно такой, домашний, портрет Пушкина хотел получить Соболевский. На нем мы видим поэта, что называется, неглиже, в халате, мы словно оказались в его комнате и, по-видимому, входим в близкий круг хозяина, потому что принимать гостей, посторонних людей в таком виде было не принято.
Любопытно, что примерно в то же время другой друг Пушкина – Антон Дельвиг – тоже заказывает его портрет, но уже не у московского, а у питерского художника Ореста Кипренского. На нем поэт изображен деловым, слегка задумчивым, одетым в шотландский плед или шарф. Притягивают внимание и ногти поэта, но об этом как-нибудь в другой раз.
Но вернемся к нашему московскому, тропининскому портрету.
На первой же сессии был готов эскиз, но основная работа над полотном длилась еще несколько месяцев. К апрелю 1827-ого года портрет был готов, но насладиться им сполна заказчик так и не смог. Он собирался за границу и не мог взять картину с собой, из-за чего оставил ее на хранение у друзей. Но, вернувшись через несколько лет, Соболевский был сильно удивлен и рассержен, когда увидел, что в дорогой раме вместо оригинального портрета висит какая-то жалкая копия, которую он по собственному признанию «выбросил в окно». Найти же настоящую картину уже не представлялось возможным. Один из ярчайших и интереснейших портретов Пушкина рисковал быть утерянным навсегда.
Удивительная находка
Долгих 20 лет о местонахождении портрета Пушкина кисти Тропина было ничего не известно. Лишь в середине 1850-ых картина была найдена на какой-то барахолке. И история ее второго обретения впечатляет.
Обнаружил ее директор московского архива Министерства иностранных дел князь Оболенский. Он был хорошо знаком с тропининской манерой письма, потому как многие годы художник был крепостным его родственника и много лет назад писал и самого князя. Но одних подозрений мало… Как понять, что это именно та картина, а не одна из многочисленных копий? Экспертизы тогда не было, а значит оставалось лишь одно средство – автор всегда признает свою работу. Решено было обратиться к самому Тропинину.
То, что восьмидесятилетний художник был еще жив – это настоящее чудо. Но еще большее чудо то, что художник действительно узнал свою работу. Вот как он описывал свои эмоции:
«И тут-то я увидел собственной моей кисти портрет Пушкина после пропажи, и увидел его не без сильного волнения… я чуть было не плакал, видя, как портрет испорчен, как он растрескался и как пострадал, вероятно, валяясь где-нибудь в сыром подвале или сарае»
Действительно, портрет был в ужасном состоянии. Но несмотря на все просьбы, Тропинин отказался его реставрировать. Возможно, думал, что лишь испортит творение молодых своих рук, а, возможно, вспоминал личные встречи и сеансы с поэтом и не хотел писать Пушкина уже без Пушкина. Так или иначе, но Тропинин не стал менять портрет, а только почистил его от внешних загрязнений и покрыл новым лаком.
До 1909-ого года новообретенный портрет Пушкина так и оставался в собственности обнаружившего его когда-то князя Оболенского. Потом его наследники продали картину Третьяковым, а те выставили ее в галерее. Там портрет и висел до 1937-ого года, когда его перевезли в Санкт-Петербург. Сейчас портрет Пушкина работы Тропинина можно увидеть во Всероссийском музее Пушкина на Мойке, 12.
Есть какая-то ирония в том, что домашний портрет Пушкина, выполненный в популярной тогда в Москве манере главным московским художником, хранится нынче в Санкт-Петербурге, а деловой и строгий портрет, более подходящий для столичного тогда Петербурга, находится сейчас в Третьяковской галерее в Москве...
Следующая запись: Что такого особенного в гурьевской каше? Во-первых, ее необычность. Гурьевская каша варится из ...
Лучшие публикации