Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
Чем заслужила память потомков царевна Наталья Алексеевна Романова?

Фигура Петра I, который, как выразился А. С. Пушкин, «Россию поднял на дыбы», известна всем, как и имена его соратников. Однако Наталья Алексеевна Романова, родная сестра государственного деятеля, редко упоминается в этом контексте. Тем не менее, она, жертвуя своей личной жизнью ради служения брату, своими поступками заслужила достойную память потомков.

Наталья была всего на год младше своего брата. Их отец, царь Алексей Михайлович, умер, когда ей было три года, а брату — четыре. Дети остались под опекой своей матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной, женщины доброй и мирной, но не очень способной в делах. Это стало причиной того, что одаренная и любознательная девочка получила довольно скромное образование. Однако, подросши, она начала активно учиться самостоятельно, проявив особую склонность к литературе и истории. В итоге царевна стала одной из самых образованных женщин своего времени.

Другой важной чертой Натальи Алексеевны была крепкая и верная любовь к брату. Это чувство стало основой ее единомыслия с Петром I. Она не только разделяла его взгляды, но и активно поддерживала его реформы, сосредоточившись на гуманитарной сфере новой жизни.

Уже в 1690 году в покоях царевны ставились «комедии», а в 1706 году она организовала театральные представления в Преображенском, в которых участвовали приближенные и слуги. Поставленные инсценировки включали жития святых и адаптированные сюжеты переводных романов. Таким образом, она возобновила традицию своего отца, который еще в 1672 году поручил пастору Иоганну Годфриду Грегори написать пьесу «Артаксерксово действо» по мотивам библейской Книги Есфири. Эта пьеса настолько понравилась царю, что он смотрел ее целых десять часов подряд. Свидетельство об этом, конечно, вызывает удивление. В любом случае, актерами в начале были дети из Немецкой слободы — ученики церковной школы.

После переезда в Петербург Наталья Алексеевна продолжила заниматься театром и создала новый любительский театр, доступный для благородной публики и бесплатный. Для него писались новые пьесы, в том числе и самой царевной, которая также выступала в роли режиссера. Считается, что ей принадлежат такие произведения, как «Комедия о святой Екатерине», «Хрисанф и Дария», «Цезарь Оттон», «Святая Евдокия».

С усилиями Натальи Алексеевны в 1714 году в столице появилось первое театральное здание с партером и ложами. Кроме того, она основала домовые церкви, и при ее дворце на Крестовом острове в 1711 году был устроен первый из таких храмов, который на карте 1717 года отмечен как «остров святой Натальи». Также она открыла первую в Петербурге богадельню для содержания пожилых и бедных женщин, а также финансировала строительство нескольких церквей, включая Вознесения Христова и Смоленско-Корнилиевскую церковь в Переяславле-Залесском. Она любила посещать старца Зосиму и поддерживала его Свято-Смоленскую пустыню.

Искренняя и глубокая набожность царевны контрастировала с буйным нравом царя, чьи действия иногда оскорбляли церковь. Как она это переносила? Могла ли не увещевать? С точки зрения исторической психологии, ее молчание кажется странным, но свидетельств нет.

Тем не менее, именно Наталье Петр I доверил заботы о Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I, которую Наталья обучала русскому языку и обычаям страны. В доме Натальи Романовой эта женщина была крещена в православие. Ранее Наталья была назначена воспитывать сына, царевича Алексея, после того как его первая жена Евдокия Лопухина была пострижена в монахини по приказу мужа.

Однако родственники эксцарицы, обвиняя Наталью в охлаждении царя к супруге, настраивали наследника против его воспитательницы, и, по одной из версий, в последние годы жизни царевны Алексей отдалился от нее. Впрочем, это только одна из версий. По другой версии, как сообщал голландец Деби, «великая княжна Наталия, умирая, сказала царевичу Алексею: “Пока я была жива, я удерживала брата от враждебных намерений против тебя; но теперь умираю, и тебе нужно самому заботиться о себе; лучше всего, при первой возможности, подайся под защиту императора”.

Наталья Алексеевна скончалась в 1716 году в возрасте 43 лет после долгой болезни. Ее брат в это время находился в Данциге со своей супругой. Умершая была похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, а позже ее останки были перенесены в Благовещенскую церковь.

Более двухсот томов из личной библиотеки Натальи поступили в царское книгохранилище, а театральные материалы были отправлены в типографию в Санкт-Петербурге. Их хранение в часто затапливаемом амбаре, соседствующем с запасами конопляного масла, негативно сказалось на сохранности литературы, в основном рукописной.

К. Валишевский в «Царстве женщин» писал: «С сестрой Петра Великого, Натальей Алексеевной, появляется новый тип — тип артистки, писательницы, провозвестницы женщины-доктора будущего». К сожалению, историческая память иногда неверно трактует факты. Например, театральная деятельность Натальи Алексеевны долгое время приписывалась другой царевне — Софье. Но со временем правда всегда выходит на свет.
Чем заслужила память потомков царевна Наталья Алексеевна Романова? Фигура Петра I, который, как ...
Рейтинг записи:
5,5 - 6 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Наталья Наталья
Интересно. Спасибо.
Наверх