Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
Отец встретил маму в сорок шестом после войны и влюбился. Или это мама влюбилась? Сорокалетний, прошедший всю войну. В те времена женщины не перебирали мужчинами, желание иметь ребёнка пересиливало приличия. Мама не знала, женат ли он. Он попросил не расспрашивать о прошлом. Она и не расспрашивала. Когда родилась Тоня, в общежитии им выделили отдельную комнату. Тоня отчётливо помнит запах табака, которым пропиталась папина одежда. Втягиваешь в себя, словно наркоман, и блаженствуешь. Сидеть у папы на руках – разве бывает что-то лучше? Эти моменты записались в памяти. И многие годы оставались кусочком наслаждения – у неё есть папа, он любит. В детсаду у многих только мамы и бабушки. Папа – редкость. А у Тони и папа, и мама... Половина группы смотрела на неё с завистью.

Папа ушёл, когда Тоне исполнилось пять. Оказалось, у него уже была семья – жена и сын. Они потерялись во время войны и все эти годы он искал их. Мама плакала каждый вечер. Тоня злилась. Мама плохая, если папа ушёл. Но Тоня же не виновата. Она ждала, что папа вернётся. Они живут в одном городе. Тоня обязательно полюбит его семью. Но папа не приходил. Он больше вообще ни разу не пришёл. Тоня подросла и узнала, где папа работает. С надеждой прибегала к закрытию смены . Папа проходил мимо, не здоровался. Она не осмеливалась заговорить. Боялась, что оттолкнёт. Лишь втягивала носом знакомый запах табака, становилось немного легче или наоборот грустнее. Когда тебе всего десять, трудно разобраться. Однажды Тоня наткнулась на свидетельство о рождении. В графе отец значилось имя – Михаил, ни фамилии, ни отчества. Мама на вопросы отвечать отказалась.

-Не будем ворошить прошлое. Я есть у тебя. Ты есть у меня. Зачем нам ещё кто-то? – сказала мама и прижала Тоню к себе. - Ты самое ценное для меня в этой жизни.

Тоня смирилась. Да собственно, и что бы она могла сделать? Взрослые решают, дети подчиняются. Такие правила. А если дети бунтуют – их наказывают. “Повзрослеешь, поймёшь” – распространённый ответ. А не поймёшь? Твои проблемы. Уроки, уборка в комнате, покупка продуктов – вот, что от тебя ожидается и не лезь с неудобными вопросами. После окончания школы Тоня устроилась на завод, где работал папа, и поступила в Киевский технологический институт на вечернее отделение. Ну и пусть папа забыл её. Она всё равно его любит, даже, если он и не папа вовсе. Ей ничего не надо. Видеть и фантазировать, что он родной человек – вполне достаточно.

Жизнь понеслась с невероятной скоростью. Утром работа, вечером учёба, на развлечения времени не оставалось. Когда Тоне исполнилось тридцать, завод дал им с мамой двухкомнатную квартиру. К тому времени подруги вышли замуж. А Тоне - тот один единственный, который раз и на всю жизнь – так и не встретился. Редкие посещения дискотек изменений в её жизнь не принесли. Парни танцевать не приглашали. Домой всегда шла одна. На чай позвать было некого. Подружки находили каких-то одиноких стариков. Знакомили. Обижались, когда Тоня отказывалась посещать с трудом организованные свидания.

-Вы только хорошее рассказали, а недостатки не забыли описать? – шутила она.

-Не в твоём возрасте перебирать, - объясняли ей хором.

Любовь. Как она возникает? Какие химические реакции заставляют думать о ком-то, мечтать, не спать ночами? Тоня влюбилась в своего руководителя. И знаете, что разбудило чувства? Запах табака. Такой в детстве окружал отца. А сейчас он будил самые низменные эмоции. Тоня с ужасом осознавала, что тело требует, взывает... Да. Женат. Но любить-то не запрещено. Взгляды и забота, старательное размешивание сахара в чашке кофе или чая проложили дорогу к сердцу любимого. И звали его с детства родным именем - Михаил. Ради него Тоня пекла пирожки, печенье, интересовалась рецептами тортов. И... обычный секс в кабинете. Они задерживались после работы два раза в неделю. Михаил был шокирован после первого раза.

-У тебя никого не было? Как? Я первый мужчина? Тебе тридцать?

Тоня никогда не просила его бросить семью. Как ни странно, ее всё устраивало. Она полюбила работу. Неслась туда с радостью. Дома вечерами её ждала мама. Они смотрели вместе программу “Время” и верили, что живут в самой лучшей стране планеты. Через год Тоня сделала аборт, потом второй. Через десять лет Михаил переехал с семьёй в Москву. Карьерный рост, ничего личного. К тому моменту подруги все подрастерялись. Врать Тоня не умела, а рассказывать, что у неё роман на работе не считала правильным. Об отношениях с Михаилом она делилась лишь с мамой. Мама вышла не пенсию и давно выполняла роль подруги. По выходным делали вместе генеральные уборки, готовили что-то вкусное и каждое воскресенье накрывали праздничный стол для поднятия настроения. Обеим хотелось разукрасить серые будни. Мама записалась в библиотеку, читала там книги. Особенно понравившиеся приносила Тоне. Они обсуждали Анну Каренину, Наташу Ростову, восхищались Татьяной из Евгения Онегина. Удивлялись, как изменяется восприятие этих творений с возрастом. Перечитали Дюма и Дрюона, которые соседке удалось приобрести через каких-то знакомых. Так пролетели следующие пять лет.

Однажды, Тоня пришла с работы, а мама... Мамы не стало.

Мы все знаем, что умрём. Но знание не утешает, не снижает боль потерь. Тоне хотелось уйти вслед за мамой. Самой заветной мечтой стало – заснуть и не проснуться. Каждое утро начиналось с мысли: “ Мамы больше нет. Я совсем одна”. Первые полгода Тоня ночевала у соседки. Домой заходила полить цветы и выбегала со слезами. Всё напоминало об ушедшем счастье – обои, книги, каждый цветок в горшочке, газеты на журнальном столике... Оказывается счастье у неё было. Всего лишь никто не объявил: “Ты счастлива”. Разве можно быть счастливой после тридцати, не имея детей и мужа? Выясняется, что да. И неважно, что считает по этому поводу общество. Мол, твоя жизнь неправильная. Ты старая дева, которая живёт с мамой. Общество сомнительный оценщик счастья. Оно, как машина, катит и сметает на ходу всё, что не вписывается в его устои. Встречи с Михаилом и праздничные ужины по выходным, поиски рецептов новых блюд, обсуждение книг и любимая работа дарили незабываемые минуты. Почему мы так поздно умнеем? Почему, лишь теряя, осознаём настоящие ценности?

Тоня оставалась на работе допоздна. В выходные включала телевизор, ложилась на диван и погружалась в воспоминания. Даже самое интересное кино смотреть не могла. Уход мамы полностью высосал жизненную силу и не оставил ни грамма интереса к существованию. Зачем жить? Ради кого? Ради чего? Зачем вообще она родилась? Походы в церковь облегчения не принесли. “На всё воля божия. Страдания очищают”, - сообщил священник. Неужели, Бог хочет, чтобы она страдала? Ладно. Будет страдать, раз так задумано. Возможно, ей неведома польза от мучений.

*****

Валентин не богат, не похож на артиста из кино. Зато весёлый. Стоило ему переступить порог квартиры, как тоска испарялась, выветривалась, исчезала. Тоска спутник последних нескольких лет - спокойная и приятная, по сравнению с горем, из которого Тоня долго выбиралась. Они официально познакомились, когда ей исполнилось пятьдесят, а ему пятьдесят семь. Неофициально Тоня впервые его увидела, когда пришла в отдел кадров устраиваться на завод после школы. Он тогда, пробегая мимо, заметил:

-Вам надо сменить образ. В таком платочке мужа не найти.

-Не ваше дело, - обиделась Тоня.

Они сталкивались то в столовой, то на проходной. Он вечно делал какие-то замечания:

-Ну зачем пуговицы к свитеру пришивать? Срежь немедленно.

И проносился, как вихрь.

-Не ваше дело, - кричала вдогонку Тоня.

А дома вечером смотрела в зеркало. Всё-таки с пуговицами лучше – убеждалась она в своей правоте.

Они могли годами не пересекаться, а потом наткнуться друг на друга несколько раз за неделю. Подруги рассказывали, что он бабник, что женат. Потом Тоня узнала, что он развёлся, женился на девчонке на двадцать лет младше, снова развёлся.

Однажды голос за спиной произнёс:

-Тоня, можно вас пригласить на фильм?

Она оглянулась. Валентин улыбался и протягивал розу.

-Вы знаете моё имя? -удивилась Тоня.

-Уверен, что вы моё тоже. Не завод – деревня.

Никто никогда не дарил ей цветы вот так, невзначай. Сходить в кино? Неудобно... А дома ждёт пустая квартира.

-Зачем я вам? – не осмелилась согласится Тоня.

-Картина интересная. Вместе веселее смотреть, - улыбался Валентин. - Я положительный. Не пью. Не курю. Занимаюсь спортом.

- А я... тоже не пью, не курю, - неожиданно для себя выпалила Тоня.

Но даже в пятьдесят, она боялась, что над ней будут смеяться. Тем более, что кино смотреть Валентин приглашал к себе домой. Недавно купил новый видеомагнитофон. Откуда такие деньги? Заводской зарплаты с трудом на еду хватает. Но Валентин не сдавался. Каждый день ждал её возле проходной, дарил розу, приглашал посмотреть кино, получал отказ и провожал до подъезда. Она хотела зайти к нему в гости, но что-то внутри останавливало. Её все бросают. Надо приготовиться к расставанию, прежде чем зайти. А вдруг, он рассмотрит её получше и сказка навсегда закончится. Тоня решила сама пригласить Валентина на обед , готовить то она умеет. Она впервые за много лет накроет праздничный стол, как когда-то они накрывали с мамой.

-Выходи за меня, - сказал он, уплетая борщ. - Вкусно готовишь.

-Тебе домработница нужна?

-Почему домработница? Мне жена нужна, - продолжая есть, ответил Валентин.

-Я согласна.

-Послезавтра идём в ЗАГС к 10:00.

-А работа?

-Я уволился год назад. Работаю в строительной фирме. Эта неделя свободная. На заводскую зарплату розы не купишь и на фильм не пригласишь. А ты отпросись. Не каждый же день в ЗАГС ходишь.

Тоне стыдно было признаться, что она идёт в ЗАГС впервые, не то, что он. Ничего плохого не сделала, почему же так неловко? Она же не виновата, что замуж её никто не звал. Или виновата? Валентин предложение как-то странно сделал. Вероятно, он шутит. А она, дура, согласилась.

Расписались они через месяц и временно переехали к нему. В квартире Тони начался ремонт. Семейная рутина поглотила всё время - завтраки, обеды, ужины, стирка, уборка. Жизнь закрутилась с новой скоростью. Тоня будет лучшей в мире женой. Она нашла для себя смысл - наслаждаться каждой минутой. Домой неслась с мыслью: “Я счастлива”, просыпалась, а в голове звучало: “Я счастлива”. Она любит, она любима, а что будет дальше... Да она готова ко всему.

****
Они прожили вместе 26 лет. Он был рядом до последнего её мгновения.
(20 марта)
Отец встретил маму в сорок шестом после войны и влюбился. Или это мама влюбилась? Сорокалетний, ...
Рейтинг записи:
5,5 - 6 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Карина Карина
Грустно ...
Наверх