Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
Удивительная жизнь и приключения чайного магната Липтона

Если вы скажете слово Липтон, то большинство людей на планете сразу подумают о чае. Однако за этим известным брендом стоит невероятная история Томаса Липтона - мечтателя из трущоб Глазго, прошедшего путь "из грязи в князи", ставшего филантропом и спортсменом, которого почитали как "самого жизнерадостного неудачника в мире". И в этой истории не обошлось без чуда.
Декабрьским днем 1881 в порт Глазго прибыл пароход с необычным грузом из Америки - самой большой в мире головкой сыра. Она была толщиной более 60 см, а ее окружность достигала четырех метров.
Сотни прохожих сопровождали воз с необычным грузом в магазин Томаса Липтона на Хай-стрит, где оказалось, что сыр просто не пролазит в дверь. Шествие пошло в другой магазин бизнесмена на Джамайка-стрит, где дверной проем был шире. Сыр достали из телеги и на руках перенесли в витрину.

Для рекламы свои компании Томас Липтон использовал гигантские сыры и "свиные парады"
В течение двух недель у витрины собирались толпы прохожих, желающих увидеть "Джамбо". Именно так назвали сыр, который, как считали, сделали из молока 800 коров, которых доили 200 доярок.
Это была прекрасная реклама, но Томми Липтон приберег еще один сюрприз для жителей Глазго.
Жестом, достойным сказочного персонажа Вилли Вонки, он превратил сыр в чудо, спрятав в нем большое количество золотых монет-соверенов.

За несколько дней до Рождества одетый в белый костюм Томас Липтон начал нарезать сыр.
Полицейским пришлось провести несколько напряженных часов, поддерживая порядок вокруг лавки бизнесмена, пока его помощники упаковывали куски сыра легиону покупателей, пришедших с надеждой сделать счастливую покупку.
Это было театральное представление одного человека, который находился на вершине успеха и открывал все больше магазинов в Британии. И все это удивительным образом отличалось от его детства, проведенного в бедном районе Горбалс в Глазго.

Томас Липтон родился в 1848 году. Его родители были ирландскими мигрантами из графства Фермана в Ольстере.
Первые шаги в бизнесе Томас сделал в маленькой лавке, которую его отец открыл в бедном районе на берегу реки Клайд, на которой и расположен шотландский город Глазго.
С 10-летнего возраста он грузил пищевые продукты с кораблей на воз в порту Глазго и направлялся в магазин отца.

Порт и рассказы моряков очаровали молодого Томми Липтона. В 15 лет он стал юнгой на пароходе, а через два года накопил достаточно денег, чтобы совершить путешествие в США.
Там он работал на рисовых и табачных плантациях в Вирджинии и Южной Каролине, но больше всего парня поразил Нью-Йорк.
На Бродвее он устроился на работу в огромный супермаркет, открытый другим мигрантом ирландско-шотландского происхождения Александером Тёрни Стюартом.
Это был мраморный дворец, храм потребления, один из крупнейших магазинов, существовавших в мире.

Супермаркет Стюарта был новым явлением в торговле
Стюарт демонстрировал новаторский подход в бизнесе.
"Он использовал целый ряд стратегий, которые, как мы видим, позже использовал и Липтон", - объясняет куратор музея Нью-Йорка Стив Джаффе.
"Низкая торговая надбавка и большой объем. Вы получаете много товаров, которые можете продать и заработать деньги, если продаете их по разумной цене. Торговцы, лавочники торговались с клиентами о цене. Он (Стюарт. - Ред.) отказался от этого, у него была фиксированная цена", - объясняет он.
После пяти лет, проведенных в Америке, Томми Липтон вернулся в Глазго. У него еще не было больших денег, но теперь у него было понимание, как их заработать.
В 23 года он открыл первую собственную лавку - "Магазин Липтона" на улице Стобкросс. Для жителей Глазго это был совершенно новый опыт.
Директор фонда сэра Томаса Липтона Лоуренс Брейди рассказывает, что магазины бизнесмена были ярко раскрашены и сильно отличались от тех, которые он видел в своем детстве.
Так Брейди описывает типичный магазин Липтона: "У него есть помощники по продажам в ярко-белых фартуках. Его магазин очень ярко освещен. Он безупречно чист - и за прилавком стоит его величество Шарм. Каждый, кто заходит, слышит: "Позвольте мне показать вам товары, которые у нас есть, они очень доступные".

Это был рецепт успеха. Подобные магазины вскоре распространились в центральной Шотландии - и все с одинаковым именем над дверью - Липтон.
Но это было только начало. Липтон знал, что его бизнес зависит от надежного снабжения высококачественной продукцией, значительная часть которой была импортной. Чтобы дать толчок бизнесу, он уехал на родину, в графство Фермана на севере Ирландии.
"Он искал ирландские товары, потому что это было то, чего хотели его клиенты", - говорит историк Фрэнк Макхью.
"Именно здесь он изменил свой подход к продвижению бизнеса. Он нанимал местных жителей, которые встречались с фермерами, прежде чем те приедут на рынок, - и таким образом гарантировали цену. Это была революция, это был совершенно новый способ ведения бизнеса. Так работают современные супермаркеты - они прямо выходят на фермеров, и таким образом избавляются от посредников", - отмечает Макхью.

Новый подход был настолько успешным, что Липтон остался практически без наличных и был вынужден отдать в ломбард свои золотые часы за 30 шиллингов, чтобы заключить сделку с нетерпеливыми фермерами.
Его магазины теперь открывались по всей Шотландии - и всегда с большой помпой.
Загадочные билборды и листовки объявляли о приближении появления магазинов Липтона.
Скульптура из масла в витрине, парад живых свиней, вызвавший хаос в центре города, - это лишь некоторые из трюков, которые делали открытия магазинов Липтона незабываемым событием.
А за элегантными фасадами магазинов стоял бизнес-механизм, который стремился к новым прибылям и расширению.

Когда же магазины Липтона распространились по всей Британии, он сделал следующий шаг - приступил к завоеванию Америки. Здесь он снова избавился от посредников, купив целый мясокомбинат и назвав его именем своей матери.
В Британии тем временем гигантские сыры Липтона стали символами приближения Рождества. Сообщалось, что менеджер магазина в Ноттингеме даже арендовал слона для перевозки одного из таких сыров по городу.
В 1887 году Липтон предложил подарить еще большую головку сыра, весом не менее пяти тонн, королеве Виктории. При дворе вежливо отказались. Удивило ли предложение королеву - до сих пор не известно.
Томас Липтон всегда искал новые возможности для бизнеса - и это направило его в ту область, которая ассоциируется с его именем и по сей день. Он заинтересовался чаем.

Липтон гарантировал качество чая, импортируя сырье непосредственно со своих плантаций на Шри-Ланке
Когда-то это был драгоценный товар, который стоил дороже золота, но к середине XIX-го века цена упала, и он быстро стал любимым напитком викторианского среднего класса.
В мае 1890 года Липтон уехал на Шри-Ланку, чтобы купить свою первую чайную плантацию.
Он быстро победил конкурентов.
"Все покупали в одном месте - на улице Минсин-лейн в Лондоне - где чаи смешивали, но на качество нельзя было положиться", - говорит биограф Майкл Д'Антонио.
В этом месте можно было купить как очень хороший чай, так и очень плохой.
"Ему (Липтону. - Ред.) в голову пришла идея стандартизировать смесь и паковать ее таким образом, чтобы она была постоянно свежая и имела тот же вкус, что при покупке", - добавляет Д'Антонио.

Так продуктовая империя Липтона вышла на самые модные улицы викторианского Лондона.
Сам Томас Липтон, тот самый парень из бедного района Горбалс в Глазго, попал в высший свет викторианского общества.
Когда принцесса Уэльская Александра решила в очень сжатые сроки организовать благотворительный банкет в честь бриллиантового юбилея правления королевы Виктории в 1897 году, именно Липтон помог пожертвованиями в 25 тыс. фунтов стерлингов, что сегодня составило бы более 2 млн фунтов.
В следующем году его посвятили в рыцари.
"В один миг он стал знаменитостью высшего класса. Он умел очаровывать, и с ним так легко было иметь дело", - рассказывает Лоуренс Брейди.

Известный своим чувством юмора, Липтон вошел в высшее общество викторианской Англии
В 1898 году он разместил на бирже акции компании, сохранив контрольный пакет, и заработал 120 млн фунтов стерлингов.
И вот, когда он достиг 50-летнего возраста, у него были все возможности, чтобы реализовать свою заветную детскую мечту.
"Самый жизнерадостный неудачник"
Кубок Америки - это старейший спортивный трофей международных соревнований в мире. Америка, о которой говорится в названии - это не страна, а яхта с тем же именем, построенная членами нью-йоркского яхт-клуба.
В 1851 году по приглашению Королевской яхтенной эскадры яхта "Америка" приняла участие в гонке и вернулась домой с серебряным трофеем.
Через несколько лет эту награду посвятили международным соревнованиям по парусному спорту.
В детстве Томас Липтон увлекался кораблями, прибывающими в Глазго, изготавливал их модели и "отправлял в плавание" на водоемах города.
Когда ему исполнилось 50, он присоединился к миру элитного яхтинга, стремясь получить высшую награду.

Для тех, кто надеялся победить в битве за Кубок Америки, были строгие правила. Яхты должны были быть построены в стране-претендентке и быть членами яхт-клуба.
Когда Липтон подал заявку на участие в престижной королевской яхтенной эскадре, даже его огромного богатства и престижа не было достаточно для преодоления снобизма его членов. Ему отказали.
Вместо этого он присоединился к яхт-клубу Royal Ulster, базировавшемуся в Бангоре, в североирландском графстве Даун.
Во время первого соревнования в 1899 году Томас Липтон завоевал сердца многих ирландцев.
Его яхта получила название Shamrock - "Трилистник", по названию растения, являющегося национальным символом Иралндии. Томас Липтон проиграл в гонке, но получил славу.
Все говорили о сэре Томасе Липтоне - и бренд Lipton стал более известным, чем когда-либо.

Сто лет назад, подобно Ричарду Брэнсону, Стиву Джобсу и Илону Маску, Липтон стал первопроходцем идеи бренда, построенного вокруг личности.
Его лицо с головным убором яхтсмена оказалось на упаковках продуктов, которые производила компания, рассказывает историк Джудит Крелл-Руссо:
"Женщины хотели иметь с ним фотографии, чтобы была возможность сказать "О, у меня есть фотография с Томасом Липтоном". Он был словно Элвис Пресли, он был звездой. Люди хотели приобрести товар под этим брендом", - говорит она.
Роскошная яхта Липтона Erin - именно так с нежностью называли свою родину ирландцы - стала местом, куда приходили известные люди той эпохи - президент США Рузвельт, немецкий кайзер Вильгельм, ученые Эдисон и Маркони.
Говорят, Томас Липтон запрещал все разговоры о религии или политике на борту.
Он снова боролся за Кубок Америки в 1901 и 1903 годах с новыми яхтами, Shamrock II и III, - и снова безуспешно.
Яхту Erin затопила немецкая субмарина во время Первой мировой войны

Участие в соревнованиях в 1914 года пришлось отложить из-за Первой мировой войны. Он сделал из Erin как корабль-госпиталь и отдал ее Красному Кресту. В следующем году это судно потопила немецкая субмарина.
"Он много раз публично скажет - я бы все отдал, все отдал, если бы только мог спасти кого-то из тех, кто служил на этом корабле", - рассказывает Лоуренс Брейди.
Липтон еще дважды боролся за Кубок Америки после войны - и больше всего приблизился к победе в 1920 году, но "эта старая кружка", как он называл трофей, всегда от него ускользала.
Но непреклонность и юмор, с которыми он принимал поражение, вызывали восхищение по всей Америке.
После его пятой и опоследней попытки завоевать кубок Америки в 1930 году, голливудский актер Уилл Роджерс начал кампанию, в ходе которой попросил американскую общественность пожертвовать доллар, чтобы купить золотой "кубок любви", с целью отметить настойчивость и спортивный дух "самого жизнерадостного неудачника" в мире.

Вместе с "кубком любви" Томас Липтон получил книгу добрых пожеланий от обычных американцев.
Эту награду с высеченными на ней трилистниками Томасу Липтон вручил мэр Нью-Йорка. "От имени сотен тысяч американцев и доброжелателей сэру Томасу Джонстону Липтону", - было написано на этом "Кубке любви".
Он умер в следующем году, завещав большую часть своего состояния родному Глазго.
Огромная толпа заполонила улицы, когда похоронный кортеж отправился к Южному Некрополю, где сэра Томаса Липтона похоронили - менее чем в миле от его родного района Горбалс.
Сегодня о сети магазинов Lipton в значительной степени забыли, ее поглотили другие компании.
Его фамилия живет своей жизнью, преимущественно как бренд чая, который сейчас принадлежит Unilever.
Но для многих современных предпринимателей, таких как Дункан Баннатин, сэр Томас Липтон остается источником вдохновения.
Он говорит: "Томми никогда не выиграл этот роскошный кубок, - но он выиграл нечто гораздо большее. Любовь, уважение и восхищение людей из разных сфер, со всего мира, что делает его победителем".
ПС Много воды и даже чая утекло с тех пор. И вышеупомянутый чай уже не ТОТ чай. Ну не тот и не тот. Давайте восторгаться человеком , который побеждал.
Victoria Novikov
Удивительная жизнь и приключения чайного магната Липтона.Если вы скажете слово Липтон, то ...
Рейтинг записи:
5,5 - 8 отзывов
Нравится7
Поделитесь записью с друзьями
Артём Артём
Классная статья. Порадовала.
Наверх