Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
- Это не спектакль, а г...вно! - мужчина встал прямо в разгар представления и прервал его своим криком.
Все остальные зрители зашикали на него, а одна солидная дама возмущенно сделала ему замечание:

- Вы не могли бы держать своё мнение при себе?
А он отвечает:
- Это идёт вразрез с профессией критика, вы не находите?
Этакий бунтарь, мужчина этот.

Я описала сцену из фильма "Гиппопотам".
Она очень наглядно символизирует то, что я хочу сказать.

Даже если ты по профессии - критик (да, это отдельная настоящая профессия!), то твоё мнение спрашивали в одном конкретном месте: в газете, где ты работаешь.
Там есть запрос, там тебе за него платят, туда его и неси.

Кстати, в фильме этого критика уволили. Потому что он повел себя по-хамски, сорвал спектакль. Это не входит в его должностные обязанности. Он должен посмотреть спектакль и дать ему профессиональную оценку. Мол, спектакль - ужасен, не ходите - и обосновать по пунктам, что не так .
Срывать-то зачем?

В интернете много таких самопровозглашённых критиков. Они надели мантии судей и ходят щедро отсыпают блогерам свои "фи". Даже у видео "Звуки природы" на ютубе несколько тысяч дизлайков. То есть существуют люди, недовольные тем, как птички поют и шумит ручей.

Но это - не критики.

К чему я веду.

"Ольга, вы плохо относитесь к критике", - часто вижу в комментариях и всегда недоумеваю.
С чего вы взяли?

Я отношусь к критике отлично, вдумчиво.
Это полезная штука, я выбираю её и часто плачу за неё свои кровные деньги.

Только не путайте критику и бестактность. Настоящая критика - это по запросу и от авторитетных людей.

Однажды, например, я оплатила билет на своё выступление и три часа времени моего тренера по публичным выступлениям, чтобы он пришел, посмотрел на меня на сцене, а потом меня отхлестал правдой. Я не вымогала у него комплименты, я говорила: "Ну, как? Совсем плохо?"

И он дал мне развивающую обратную связь. Её я оплачивала отдельно.

Он не говорил: "Это не спектакль, а г...вно", он говорил: "Тебе есть, над чем работать. Смотри..."
Потому что этот человек - профессионал, кладезь знаний о том, как на сцене быть ярким и естественным, он десятилетиями собирал практику по ниточке, вымывал крупицы опыта, а мне подарил яркие, отглаженные инсайтики, сложенные стопочкой. Это бесценно.

А когда незнакомый человек приходит в комментарии и там ёрничает, язвит, кусается, обесценивает автора - это не критика, а недовоспитание. Тут самое красивое, что можно ответить: "Мне жаль, что у вас сегодня плохой день".

Ибо он по факту именно это и написал.

Потому что хороший день меньше всего хочется марать написанием гадостей. А плохой день хочется уравновесить "справедливостью": "Что это только у меня он плохой? Пойду ещё кому-нибудь испорчу!"

Зачем я это в сотый раз пишу?

Нет, не потому, что цепляет. Точнее не так: мне, конечно, неприятно, как любому живому и психологически здоровому человеку, но, чтобы не цепляло, я к психологу хожу, ищу опоры внутри. Я, кстати, в этом плане выросла и стала намного устойчивее к хейту.

А в блоге пишу об этом регулярно, потому что мне кажется важным популяризировать цифровой этикет.

Высказывать своё мнение - правильно и нужно. И комментариии существуют именно для диалога авторов и читателей.

И не совпадать с автором - нормально, мы же все из разных песочниц.

Но даже категорическое несогласие можно высказать уважительно.

Можно написать: "Я бы в этом случае сделал иначе", а можно написать: "Так, как вы, делают только идиоты".
Понимаете разницу?

Однажды я написала пост, где не знала, как поступить, закончила его вопросом к читателям:
- А как бы поступили вы?

И кто-то написал:
- Я бы не писала такую бредятину.

Да? А зачем тогда ваш комментарий?)

Главное правило: пропустите ваш свежепридуманный хлёсткий комментарий перед опубликованием через фильтр: "А если бы такое написали мне, мне было бы комфортно?"

Когда человек капслоком кричит токсичные гадости, он похож на того критика, про которого я вначале написала. Который пытается сорвать чужой спектакль.

И тут он уже вышел за границы профессионального критика и свалился в образ одинокого, несчастного, спивающегося, недооцененного, стареющего бунтаря.

Никто, читая гадости, не думает: "Какой прекрасный критик!", все думают: "Бедняга, в каком же дефиците любви ты живешь, и в каком же дефиците воспитания ты вырос".

Ну вот в том зале зрительном из фильма никто не подумал: "Пожалуй, мужик прав, и спектакль - г...вно". Все подумали: "А где охрана? Выведите вон этого пьянчугу".

Недавно я сцепилась в интеллектуальной (нет) дуэли с хейтером (ой, ну, психанула и сорвалась), где пыталась ему объяснить, что фраза "А вы не пробовали что-нибудь сделать с месивом теста, которое вы называется лицом, и с месивом слов, которое вы называете текстом? Только не трудитесь меня банить, я знаю, что вы не терпите критики " - это не критика. И вы, автор этого месива оскорблений, не критик.

Вы просто кусачий ёжик, вымогающий крохи внимания у чужой аудитории.

- А кто вам критик? Белинский? - задирал меня мой оппонент.

Я вздохнула. Именно Виссарион Белинский лично мне очень помог, кстати.

Однажды я полезла выяснять, по каким критериям он, как профессиональный критик, должен был оценивать произведение.
Он же не личными предпочтениями руководствовался, есть же нормативы.

Я прочла информацию, что в своих критических статьях Белинский требовал от авторов "беспощадной откровенности", мол, (цитата) "показывайте жизнь как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии и во всей торжественной красоте..."

Вот я и подумала: "А каковы критерии хорошего, одобряемого критиками произведения?"

И случайно прочла биографию критика Белинского.
И аж сердце защемило от сочувствия.

Родители мальчика не любили. Жалели для него даже молока, отдавали лишь прокисшее. Чтобы не плакал - били. Мальчик считал себя чужим в родной семье. Бедность и нищета - сопровождали его всю жизнь. Он постоянно болел. Денег на лечение не было никогда. Из больницы , где он лежал с воспалением легких, его выписали однажды больного, потому что вылечить не смогли, а нельзя лежать там вечно - нужно освободить койку для других пациентов.

Он был несчастен, беден, замучен жизнью.

И да, Белинский стал профессиональным критиком, когда понял, что его произведения - не замечены публикой, не успешны и провальны. Именно тогда он решил посвятить себя анализу и критике чужих произведений.

Я поняла, что критик - сложная профессия. В неё приходят из точки боли, потерь и преодолений, а не из изобилия и счастья.
Ну, мне почему-то так кажется, это моё личное мнение.

А всякие гадости в инете от случайных "экспертов" - это ролевые игры. Если ты нарядилась в костюм медсестры, ты не медсестра. Если ты отшлёпал автора своим негативным мнением, ты не критик.

Желаю всем много качественной критики, мало неэкологичного токса (для контраста) и мудрости отличить одно от другого.

Ольга Савельева
- Это не спектакль, а г...вно! - мужчина встал прямо в разгар представления и прервал его своим ...
Рейтинг записи:
5,5 - 6 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Артём Артём
Умная статья
Наверх