Анатолий Кузнецов...больше, чем "товарищ Сухов"
Он сыграл больше ста ролей в кино. Среди них немало военных. Дивизионных комиссаров и даже генералов.
Но все его генеральские шинели для зрителей не шли ни в какое сравнение с выгоревшей гимнастеркой красноармейца Сухова. Его белозубую улыбку, веселые глаза и солдатскую находчивость народ полюбил с первого взгляда и навсегда.
Когда Анатолий Кузнецов прошел пробы на главную роль в фильме с рабочим названием “Басмачи”, он не думал, что его утвердят.
Знал, что режиссер хочет снимать невероятно популярного Георгия Юматова. К тому же Кузнецов сломал лодыжку. Но жена уговорила Анатолия съездить поклониться чудотворной Иверской иконе Божьей Матери в Переделкино.
Нога неожиданно быстро восстановилась, и на роль красноармейца Сухова внезапно утвердили не Юматова, а Анатолия Кузнецова.
Ему суждено было пережить полное отождествление со своим героем и небывалую популярность. Оттого еще драматичнее оказался финал жизни замечательного актера...
Отец Анатолия имел два образования: бухгалтерское и театрально-вокальное.Окончив ГИТИС, стал солистом в джаз-бэнде, служил в оперной труппе Большого театра и был известным в Москве басом.
Заметив певческие способности Толи, родители отдали сына на вокальное отделение Центральной московской музыкальной школы. Она считалась лучшей в стране. В семье решили: Анатолий станет певцом.
И он действительно с легкостью сдал экзамены и поступил в музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова на вокальный факультет. С особым удовольствием студент Кузнецов посещал занятия по сценическому мастерству. Баритон Кузнецова звучал великолепно, но не идеально.
Анатолий изнурял себя многочасовыми занятиями, но результата все не было. Так что его одолевали сомнения и отчаяние. Пока однажды преподаватель по сценическому мастерству Нина Смирнова не вызвала его на разговор.
Именно она сказала Толе, что его манера поведения как на сцене, так и в жизни гораздо ближе к театральному искусству, чем к академическому вокалу. И мудро посоветовала поменять профессию. Кому-то это показалось бы крахом всех надежд. Обнаружить, что так долго ты шел не туда. Но Кузнецов был человеком действия.
Забрав документы из Ипполитовки летом 1951 года, Анатолий попытался поступить сразу в два театральных учреждения: Щукинское училище и Школу-студию МХАТ.
В результате был принят в оба. Выбрал Школу-студию, которую и закончил в 1955 году. Он дебютировал в кино в 1954 году в приключенческой картине “Опасные тропы”.
Зрители сразу полюбили этого обаятельного и “своего” парня.
Всю жизнь Анатолий занимался спортом: гимнастика, бег, йога плюс правильное питание. Профессия обязывала. Актеру было за 80, но он обладал такой ладной фигурой, что ему могли позавидовать молодые коллеги.
Едва дебютировав в кино, Анатолий стал сразу очень востребованным. Его герои были непременно влюбленными, шебутными и непоседливыми. Не влюбиться в таких парней было просто невозможно.
В 60-е наступила новая эпоха кинематографа. В центре зрительского внимания оказались молодые интеллигенты: журналисты, ученые, поэты.
Герой Анатолия Кузнецова — пионервожатый, присланный в школу с завода в картине Митты “Друг мой, Колька!..” стал одним из первых в этом ряду. Новый положительный герой произвел своего рода революцию в умах зрителей. Никакой назидательности, пафоса, прямолинейности. Его мягкость и юмор покорили режиссеров и зрителей.
В картину Эльдара Рязанова “Дайте жалобную книгу” актера пригласили на роль второго плана, чтобы оттенить главных героев в исполнении Борисова и Голубкиной. Но обаяние Анатолия превратило его в одного из главных персонажей.
Так что Рязанов мечтал снимать Кузнецова вновь и вновь. Но сотрудничество не сложилось. От роли следователя Подберезовикова Кузнецов отказался сам. Считал, что герой слишком слащав.
А роль председателя гаражного кооператива, которую сыграл Гафт, не смог сыграть, потому что в это время снимался в чехословацкой картине “Гордубал”.
Фильм повествует о трагической судьбе крестьянина, который оказался не нужен своей родине. Эту роль Анатолий считал одной из лучших своих работ. Советский зритель фильм не увидел.
Когда актер спросил у руководства, почему ленту так и не выпустили на экран, ему ответили: —Зачем нам еще одно грустное кино.
Тогда Кузнецов устроил премьеру для друзей. Он нанял переводчика, сам озвучил картину и перед банкетом показал ее своим гостям, которые пришли на его день рождения. Зрители были ошеломлены. Такого Кузнецова они еще не видели. —Это был самый лучший день рождения в моей жизни, — позже вспоминал актер.
Признание же пришло к актеру благодаря роли, на которую он не возлагал никаких надежд. “Ну что ж мне? Всю жизнь по этой пустыне мотаться?!” Эта реплика красноармейца Сухова стала пророческой.
Оказалось, эта пустыня и вправду на всю жизнь. В первый же год проката фильм посмотрели 50 миллионов зрителей. И образ красноармейца Сухова приклеился к Кузнецову намертво.
Поначалу это актера очень раздражало. —Я теперь не Кузнецов, а товарищ Сухов. Все ко мне только так обращаются, — говорил он жене.
Стать актером одной роли, пережить полное отождествление со своим героем — это и великая честь, и великая обида. Поначалу Кузнецову казалось, что это главная драма в его жизни. Он и не подозревал, какие испытания ждут впереди.
Анатолий Борисович выдержал славу “Белого солнца пустыни”. Ему хватило мудрости понять главное: русский ковбой Сухов не просто стал удачной работой.
Актерская природа Кузнецова оказалась необычайно созвучной архетипически исконным образам отечественного фольклора. Такого мастерством не достичь. Это божественное провидение. А потому оставалось лишь принять свою судьбу.
Почему “Белое солнце пустыни” перед отлетом обязательно смотрят космонавты?
Оказывается, в образовательных целях. Этот фильм — лучшее пособие для обучения членов экипажа навыкам киносъемки. Как работать с камерой, выразительно строить план, делать панорамы. Это официальная версия.
А на самом деле эта картина — необыкновенной заряд веры в то, что и один в поле воин. И то, что вечный странник в безжизненной пустыне обязательно достигнет родных краев.
А еще это традиция на счастье. И нет ни одного космонавта, который не считал бы Фёдора Сухова своим личным другом.
Однажды космонавты устроили Кузнецову шуточный экзамен. Попросили назвать имена всех жен из гарема. -Зухра, Зульфия, Лейла, Гюльчатай, — он сбился на четвертой и засмеялся: —Ребята это же не мой гарем, а Абдуллы.
В жизни у самого Кузнецова была только одна любовь.
С будущей женой Алей Ляпидевской Толя познакомился через ее подругу Галю Волчек. У той дома часто собирались студенческие компании. Бывал и Кузнецов.
О том, что Александра — дочь прославленного советского летчика, Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского, который спас челюскинцев, Кузнецов не знал. Ему просто очень понравилась девушка. И он попросил Волчек организовать им встречу вдвоем.
Аля оказалась девушкой строгого воспитания. Но какой-то очень домашней. Которой хотелось сразу доверять, стать ближе.
Сначала они просто назначали друг другу свидание у памятника Пушкину, гуляли по Москве. Но потом Толя отправился в Киев на съемки комедии “Путешествие в молодость”.
Его партнершей была очень популярная тогда актриса, изящная красавица Тамара Чернова. Но Кузнецов, улыбаясь ей в кадре, все время видел Алю.
В какой-то момент он не выдержал. Взял билет до Москвы и прямо с поезда явился к Ляпидевским на квартиру. Тут он и узнал, чья дочь покорила его сердце.
Анатолий был взволнован. Он и не подозревал, что отец его избранницы — такая знаменитость и авторитет. Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.
-Отец говорит: -Молодой человек. Можно вас спросить?
-Да конечно, — Толя подошел к отцу, который сидел в столовой со своим кроссвордом.
-Вы по какому вопросу приехали?
А Толя увидел самолеты и понял, кто он такой. Потому что я ему не говорила, и он не спрашивал.
Но он держался стойко и заявил: -Я приехал, чтобы увезти Алю в Киев. Теперь она всегда будет со мной.
Прославленный лётчик был обескуражен такой дерзостью и напором. -А зачем Аля должна ехать с вами в Киев? Она будет вашим ассистентом?
-Нет. Она будет моей женой.
С тех пор Анатолий и Александра не разлучались. У красавца актёра всегда было немало поклонниц. А после “Белого солнца пустыни” их число выросло в разы.
Но в верности своего избранника Аля не сомневалась. Они прожили вместе 59 счастливых лет.
Дочь Ирина была долгожданным, любимым и очень поздним ребёнком. Кузнецову было уже 44 года, когда она появилась на свет. Ждали мальчика . Даже имя придумали: Федя. В честь Сухова.
Но родилась девочка, которая сразу стала для Анатолия Кузнецова главным человеком во всем мире.
Однажды зимой они с маленькой Ирой ушли гулять и долго не возвращались. Александра Анатольевна забеспокоилась, на улице начинался сильный снегопад. Отправилась на поиски и нашла. Ирина самозабвенно лепила снеговика, а отец с восхищением наблюдал за этим. На его шапке к тому времени вырос целый сугроб.
Ирина досадовала из-за внимания посторонних к её отцу, который, как казалось девочке, принадлежит только ей.
Анатолию Кузнецову удавалось оставлять свою небывалую популярность за порогом дома. Для семьи он был прежде всего мужем, папой, дедушкой.
В годы перестройки и безденежья красноармеец Сухов фактический спас семью актера. Тут и пригодилась вокальное прошлое Кузнецова. На творческих вечерах особый восторг у зрителей вызывала песня “Ваше благородие” в его исполнении.
В фильме эту песню сам Кузнецов не пел. Кинематограф вообще обошёл вниманием эту его сильную сторону.
Но в последние годы музыка в жизни Кузнецова вышла на первый план. Хотя актёр продолжал сниматься в кино и сериалах.
А в 1995 году, когда он познакомился с музыкантами Юрием и Евгением Клепаловым, даже возник Театр песни Анатолия Кузнецова.
Спустя 12 лет после ошеломительного триумфа “Белого солнца пустыни” красноармеец Сухов второй раз появился в этом образе в детском фильме “Приключения Петрова и Васечкина”.
Анатолий Кузнецов мог и в третий раз появиться на экране в образе Сухова. В начале двухтысячных сценаристы Ежов и Ибрагимбеков написали продолжение “Белого солнца пустыни”. Это уникальный случай в истории нашего кинематографа, когда над сиквелом работали те же авторы, что и создали сценарий первого фильма. Все были согласны участвовать в продолжении. И режиссёр Мотыль, и два главных героя: Анатолий Кузнецов и Кахи Кавсадзе — Абдулла.
Но кинематографисты не успели. Один за другим ушли из жизни сценарист Ежов и режиссер Мотыль.
Однако пока был жив Анатолий Кузнецов, надежда на съёмки продолжения ещё оставалось. Но денег на фильм так и не нашлось.
Анатолий Борисович умер 7 марта 2014 года в возрасте 83-х лет. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. На могильном памятнике он изображен не в образе товарища Сухова, а в обыкновенном "гражданском" костюме. Наверное, чтобы Сухов, экранный герой, не похитил в последний раз у великого актера имя и лицо.
Следующая запись: Любите тех, с кем хочется проснуться, Молчать, обнявшись, в комнате пустой! Любите, когда хочется ...
Лучшие публикации