Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
Он ушел 4 марта ...
Друзья говорили, что единственным недостатком Евгения Евстигнеева было то, что он всегда с трудом запоминал текст. Вспоминают такую историю.
Перед тем как приехать на постановку в «Современник», Анджей Вайда решил посмотреть «На дне» по Горькому, где Евгений Евстигнеев потрясающе играл Сатина. Монолог «Человек — это звучит гордо» он произносил не пафосно, как это было принято, а с папиросой во рту. В результате хрестоматийный текст производил грандиозное впечатление. Но Евстигнеев не мог запомнить текст и все время сокращал длинный монолог. Режиссер (Волчек) подошла к артисту и строго сказала:
— Женя! Завтра приедет Вайда. Выучи заново монолог, а то будет безумно стыдно.
На спектакле все шло хорошо. До монолога Сатина. — Человек — это я, ты… — начал актер… Повисла страшная пауза.
Евстигнеев от волнения окончательно забыл слова и смог произнести лишь ключевую фразу: «Человек — это звучит гордо!» — после чего затянулся цигаркой и сплюнул.
Волчек в ужасе повернулась к Вайде и увидела, что тот плачет.
— Анджей, прости, он не сказал всех слов!!!
Вайда, промокая глаза платком, ответил с польским акцентом:
«Галя! Зачем слова, когда он так играет?!»
(Взято из сети)

Он не блистал в звёзд­ных ролях мирового репертуара, хотя сыграл около 150 ролей в театре и кино. И всё же он стал тем Артистом, чьё имя не требует «добавок» из званий и премий. Он просто - Евгений Евстигнеев. Или, как его звали порой полушутливо, - Евстигений.
Незабываемая походка его профессора Плейшнера из «Семнадцати мгновений весны» - плечиком вперёд, голова вжата, чуть бочком, точно стесняясь или страшась чего-то - родилась в студенческом ещё этюде: как старый еврей обходит на дороге лужи. Евстигнеев придавал походке человека огромное значение. Александр Калягин вспоминал, что он вообще к образам часто шёл «через ноги» - прежде всего искал походку.
При отсутствии ярких внеш­них данных Евстигнеев запоминался даже в маленьких эпизодах - необычный низкий голос, интонации, улыбка… Чтобы снимать в роли начальника пионерского лагеря Дынина в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» только Евстигнеева, режиссёр Элем Климов готов был вообще отказаться от работы над картиной. Позже он пробовал любимого артиста, чувствуя его мощь, и на роль Распутина в «Агонии». У Владимира Бортко в «Собачьем сердце» Евстигнеев сыграл, пожалуй, главную в своей жизни кинороль - профессора Преображенского, о которой мечтали Михаил Ульянов и Алексей Баталов. Евстигнеев, родом из рабочей семьи, сам начинавший рабочим на заводе, а в Москве вызывавший поначалу усмешки своей провинциальностью, костюмом, речью, более всего запомнился в двух образах профессоров-интеллигентов - Плейшнера и Преображенского.
Всю жизнь на сцене и экране он был, по словам Александра Ширвиндта, «явлением патологической органики». Чеховского Фирса в финале «Вишнёвого сада», где его запирают, забытого, в доме, актёр в последние годы играл, приняв перед выходом нитроглицерин… Цену за такое всепоглощающее вживание в образы он заплатил высокую - несколько инфарк­тов. Изношенное, больное сердце стало причиной его смерти в 1992 г. в лондонской клинике. Туда артист прилетел, согласившись, после уговоров и сомнений, на сложную операцию, найдя деньги на неё. Ему было 65...
В Лондон на операцию актёр уезжал со съёмок «Ермака», где играл Ивана Грозного. По­прощался: «Ждите, скоро вернусь!» Он недоснялся всего в 4 сценах. Это роковое «недо»… Сколько мог бы сыграть этот уникальный, «штучный» артист! Одна из, увы, немногих его классических ролей - Сатин в «На дне» в «Современнике». Знаменитый монолог о человеке Евстигнеев произносил так просто, бес­пафосно, вынимая со дна души то, от чего перехватывало горло (сохранилась запись спектакля). «Я некомедийный актёр вообще», - признавался он сам, великолепно игравший комические роли. Он, умевший смешить и в компаниях, и на съёмках, и в театре: знаменитые евстигнеевские оговорки на сцене стали уже легендами.
Много или мало осталось от Евстигнеева в нашем искусстве? Конечно, так хочется, чтобы было побольше! Сохранилась архивная запись-съёмка 1969 г. Евстигнеев показывает, как артисту надлежит кланяться публике: поясной поклон - ложам, глубокий - партеру, с достоинством - амфитеатру, а галёрке - взмах руками. Но даже этот минутный «пустячок» никто и никогда не сделает так, как Евсти-гений.

Блог Экран
Рейтинг записи:
5,5 - 9 отзывов
Нравится6
Поделитесь записью с друзьями
Екатерина Екатерина
Артист гениальный!
Римма Римма
Единственный и неповторимый. все роли шедевральны . смотрет и слушать можно бесконечно.Такие не уходят от нас никогда.Светлая память..
Ильдар Ильдар
Гений!…
Наверх