Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
РИСК С ШАМПАНСКИМ
Не надо быть эрудитом, чтобы знать откуда пришли к нам две фразы про благородный напиток, без которого ныне не обходится ни одно Новогодье. Первая – «Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты» досталось нам в наследство (на долгую радость) от создателей советского фильма «Бриллиантовая рука». Вторая –«Тот не рискует, тот не пьет шампанское» также достаточно популярна и никому не надо объяснять, по каким случаях сие употребляем.
Правда, недавно узнала, что изначально это крылатое выражение подразумевало вовсе не метафору, а абсолютно прямое значение! А история его происхождения связана с производством знаменитого шампанского «Мадам Клико», которое, всем известно, издавна пользовалось огромной популярностью среди высшего общества и даже оставило след в русской поэзии, воспетое автором «Евгения Онегина».
Так вот, производство игристых вин в то время имело один недостаток. Для того, чтобы спуститься в погреб за бутылкой, нужно было обладать недюжинной смелостью: бутылки шампанского имели свойство неожиданно взрываться и могли поранить находящегося в погребе человека! Поэтому несчастные сомелье тех времён нередко получали весьма неприятные увечья.
После ряда несчастных случаев для походов в погреб даже стали одевать специальные защитные костюмы, а позднее довели до ума технологию изготовления игристых вин и свели риск взрыва бутылки к минимуму. Но поговорка про риск с шампанским распространилась к тому времени далеко за пределы Франции, а её смысл переиначили.
Как вам такое объяснение? Оспаривать его нет никаких оснований, но… неинтересно. Зато судьба самой авторши знаменитого вина – вот это Да! Не это ли лучшее доказательство того, что только не боясь риска, можно навсегда остаться в истории!
Жизнь Барб-Николь Клико, которая овдовев в 27 лет, занялась совершенно необычным для женщин того времени бизнесом и реально преуспела в этом, во Франции, убеждена, «разобрана по косточкам». Хотя Барб-Николь не вела никаких личных дневников, а исключительно бухгалтерские книги. Но и по ним можно восстановить, каких неимоверных трудов это стоило – построить винный «ДОМ КЛИКО», о котором мечтал ее супруг, ушедший из жизни совсем молодым. Давала ли она ему это обещание («продолжить»!) или двигала ею собственная неуемная творческая энергия, без которая не создашь ничего на свете – ни прекрасную картину на холсте, ни божественный напиток в бутылке?
Так или иначе, но уже через шесть лет, когда вдове исполнилось 33, она практически рассчиталась с долгами и с Новому году 1811-го для его празднования распродала изрядную часть запасов своего, наконец, оцененного не только на ее родине шампанского.
Но, увы, удача, особенно в бизнесе, девушка с капризами. Наступил 1813 – год поражения Наполеона. К концу этого года жители Реймса, где проживала вдова с дочерью, обнаружили войну у своего порога. Клико была в отчаянии: её подвалы были переполнены вином, которое не удавалось сбыть. Она с ужасом ждала, когда злые, голодные военные — неважно с какой стороны — войдут в город и разграбят её хранилища. Но когда русские пришли, оказалось, что это вовсе не озверевшие орды дикарей. Князь Сергей Александрович Волконский, майор Архангельского полка, назначенный комендантом Реймса, запретил грабежи и строго следил за порядком. Когда он покидал город после перемирия, городские власти поднесли ему ларец, усыпанный бриллиантами, в благодарность за мудрость и справедливость.
Офицеры российской армии не забирали, они покупали вино у Барб-Николь. Да, многие делали это в долг, но вдова Клико охотно ссужала им бутылки. Она рассматривала это как инвестицию: скоро они вернутся домой и станут заказывать у неё дорогое шампанское на праздники и годовщины. Ирония состояла в том, что все эти годы вдова Клико гонялась за покупателями и ненавидела войну, которая не позволяла торговать ей в полную силу. А теперь война сама привела к ней армию клиентов…
С 1790 года по 1830 продажи шампанского выросли в мире на 1000% — с нескольких сотен тысяч бутылок в год до 5 млн. И заслуга Барб-Николь в этом была колоссальная.
Кстати, именно она придумала подавать шампанское в узких высоких бокалах — раньше его пили из приплюснутых креманок, и эта посуда скоро вошла в моду по всему миру. Она первой из производителей начала клеить на бутылки яркие этикетки, чтобы покупатели отличали её вино сразу и безошибочно, и фирменный оранжевый цвет выбрала именно Клико. Наконец, Барб-Николь изобрела метод избавления от осадка — ремюаж, которым пользуются до сих пор.
ХХХ
Вдовы Клико или Моэта
Благословенное вино
В бутылке мерзлой для поэта
На стол тотчас принесено.
Оно сверкает Ипокреной;
Оно своей игрой и пеной
(Подобием того-сего)
Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт, бывало,
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало,
А сколько шуток и стихов,
И споров, и веселых снов!
АЛЕКСАНДР ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
РИСК С ШАМПАНСКИМ.Не надо быть эрудитом, чтобы знать откуда пришли к нам две фразы про благородный ...
Рейтинг записи:
5,5 - 7 отзывов
Нравится7
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх