Сценарий писали по проверенной схеме — за основу взяли реальную из жизни одного профсоюзного служащего, который покупал облигации на деньги из общей кассы. После написания сценария его опубликовали в журнале под видом повести, а потом подали заявку на экранизацию. В то время получить добро на экранизацию литературного произведения было гораздо проще, чем на съемку фильма по неизвестному сценарию.
Будущая картина с рабочим названием «Кривая счастья» была достаточно легко принята худсоветом киностудии «Мосфильм», получив благожелательные оценки Юрия Нагибина.
Первым на роль директора автобазы режиссёр пригласил Евгения Евстигнеева. На эту роль также пробовался Юрий Визбор, но его кандидатуру отклонили — он явно не подходил по типажу.
Эльдар Рязанов давно уже хотел пригласить Алису Фрейндлих на одну из ролей в своих картинах. Она в своё время до последнего момента претендовала на роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе», но не подошла. Сценаристы создавали персонажа Алевтину «под неё». Однако и здесь желанию не суждено было сбыться — оказалось, что Алиса Фрейндлих к моменту начала производства картины ждала ребёнка.
Фрейндлих заменила тогда еще малоизвестная актриса Валентина Талызина, к которой после выхода фильма пришла популярность, но в кино зачастую ей предлагали подобные роли некрасивых, но умных женщин. Для Валентины Талызиной это была четвертая роль в кино, но именно она сделала Валентину популярной и узнаваемой, открыла дорогу в кинематограф. Появится она и в рязановской «Иронии судьбы», а Фрейндлих будет блистать в «Служебном романе».
На роль Пети Эльдар Рязанов позвал неизвестного актёра Георгия Буркова со словами, что у него «идеальное лицо спившегося русского интеллигента». Актёр после премьеры «проснулся знаменитым». В свои последующие фильмы Рязанов также звал Буркова на эпизодические роли.
Главным героем планировали сделать, также как и в «Берегись автомобиля», Иннокентия Смоктуновского, поэтому роль писали прям под него. Но у актёра в тот момент были сильные проблемы со здоровьем, поэтому пришлось проводить пробы, в которых принимали участие: Сергей Шакуров, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт. Но Рязанову неожиданно приглянулся Евгений Леонов. И хотя художественный совет отклонил кандидатуру из-за не эффектной внешности, Рязанов решил прибегнуть к испытанному приему — тянул время, не проводил дополнительных проб, и начальство пошло на уступки.
Съёмки картины состоялись в январе-феврале 1968 года в Москве. Натурные съёмки прошли в районе Чистопрудного бульвара, театра «Современник» и других мест в столице.
В первый съёмочный день запечатлели сцену «смотрин» жениха Калачёва, дома у Алевтины. Валентина Талызина, впервые получившая главную роль в картине именитого режиссёра, волновалась до такой степени, что у неё дрожал голос. Евгений Евстигнеев попытался найти взаимопонимание со своей партнёршей, предложив выпить в перерыве. Так постепенно был найден общий язык.
Употребление горячительных напитков актерами продолжалось и в другие дни по вполне банальной причине — температура воздуха упала до минус 20, а съемки продолжались по 12 часов в день. Никаких актерских трейлеров, где можно было бы согреться, не существовало и в помине, поэтому актеры согревались всеми доступными способами, в том числе пронося на съемочную площадку спиртное. Рязанов безуспешно боролся с алкогольными напитками, и в итоге рассорился с артистами, пригрозив написать жалобы им по месту работы.
Худсовет студии «Мосфильм» принял работу без особых замечаний. Однако неожиданную критику высказали профсоюзные органы. Безалаберное отношение к деньгам из кассы взаимопомощи (сфера ответственности профкома) и явно сатирическое изображение работы фотоателье раздражали представителей профсоюзов. Центральный орган «Советские профсоюзы» ответил на выход комедии на экраны письмом-рецензией от рядового читателя (популярный в те времена приём). Картину обвиняли в примитивизме, «водевильности» сюжета, уходе от реальности под прикрытием комедии положений.
Премьера фильма состоялась 30 декабря 1968 года, под Новый год. Однако, фильм не снискал большой любви ни у зрителей, ни у критиков. При чем никто не высказывал конкретных претензий ни к режиссеру, ни к игре актеров: просто фильм пришелся не по душе, или ни к месту, или ни ко времени.
Картине присвоили вторую категорию и ограничили в прокате.
Следующая запись: ПреЛЮДИи чувств - 3 декабря 2023 в 10:07
Лучшие публикации