Здесь выдают
ставки
ставки

Легендарный фильм режиссера Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» вышел на экраны страны в 1968 г. История о двух разминувшихся людях и не случившейся любви оказалась вечной. Фильм стал классикой, цепляет за душу до сих пор.
Но мало кто знает, что у главной героини Нюры, роль которой исполнила Татьяна Доронина, был реальный прототип. Анна Федоровна Горбунова – жительница села Кузьминское на Оке. Ее муж был бакенщиком. И она действительно часто ездила в Москву продавать ветчину и останавливалась у золовки.
В 2018 году, в год 50-летнего юбилея картины спецкор «Московского комсомольца» встречался с женщиной, послужившей прототипом легендарной Нюры, прошел по местам, где родился замысел фильма и снимались культовые сцены. В сельской администрации указали дом Горбуновых и предупредили: «Анне Федоровне — 86 лет, Николаю Васильевичу —87-й пошел»…
Неудивительно, что столь живописное место в 1960-е годы облюбовал писатель Александр Борщаговский для работы и отдыха. Рязанское село Кузьминское стоит на Оке, с высокого берега хорошо видна излучина реки с многочисленными островками. По берегам — березовые и сосновые рощи, ручьи с бобровыми запрудами. У дальней родни Борщаговского в Кузьминском была дача. В этом доме писатель и снимал одну из комнат. Много гулял по окрестностям, удил рыбу, общался с местными жителями. Говорил, что ему интересна глубинка и жизнь простых людей. А в 1966-м вышел сборник рассказов Александра Борщаговского. И первой шла история о деревенской женщине Нюре — «Три тополя на Шаболовке». Жители Кузьминского узнали в ней Анну Федоровну Горбунову, что 50 лет проработала на почте телеграфисткой. Писатель оставил героине собственное имя, поменял лишь отчество. В рассказе она стала Анной Григорьевной.
«Когда спустя два года, в 1968 году, вышел фильм «Три тополя на Плющихе», мы прямо ахнули. Там все точно было о нашей Нюре и ее муже-бакенщике. В фильме он — Гриша, а на самом деле его зовут Николай. Но суть одна: такой же прижимистый, закостеневший в быте и накопительстве. Жена только и слышала от него: «Деньгами не транжирь», - рассказывали жители села.
— Как познакомились с писателем Александром Борщаговским?
Анна Горбунова: Он приехал в село на лето, пришел на почту, спрашивает: «Как звать?» А меня в деревне все Нюркой звали. Даже не Нюрой. Только конюх однорукий величал Анной Федоровной. Когда рассказала об этом писателю, он заметил: «Он преклоняется перед тобой, красоту твою чтит». Чудно это было слышать. Никто мне такого раньше не говорил… Со столичным гостем было легко. Он спрашивал просто, невзначай, как я попала в эти края? Как живу, кто у меня муж, кем работает?
Познакомились мы с Александром Михайловичем, и он стал каждый вечер ко мне на почту ходить. Дежурю я до двенадцати ночи, и он рядом сидит, про жизнь расспрашивает. За эти длинные летние вечера я писателю как на духу всю свою жизнь рассказала. Поведала и про детство, и про замужество. Рассказала про хозяйство. Как делала домашнюю ветчину. Меня ведь часто деревенские просили: «Нюрка, приди к нам, посоли ветчину». Помню, захожу в дом, окорока во весь стол лежат… Принимаюсь с ходу за работу. Считалось, что у меня рука легкая. Ветчина всегда знатной получалась. Никому не отказывала. Часть своей ветчины я ездила продавать в Москву. В чемодан — и на вокзал. Все сама. А кто поедет? Муж-то постоянно на реке. Останавливалась у золовки, сестры мужа. Только ветчину носила не на Даниловский рынок, как в рассказе у Александра Борщаговского, а на Черемушкинский. Туда же часто ездила продавать потом и яблоки.
— Как узнали, что стали прототипом его рассказа «Три тополя на Шаболовке»?
Анна Горбунова: Александр Михайлович сам и рассказал. А через год сообщил: «Ну, Нюра, смотри теперь кино про себя». Я давай причитать: «Ой, ради бога, не надо…» Очень тогда расстроилась, не хотела, чтобы о нас узнала вся страна.
— Встреча с таксистом Сашей была?
Анна Горбунова: Нет. Это все приукрашено.
В рассказе у Александра Борщаговского главный герой говорит Нюре: «Не того ты опасаешься, Анна Григорьевна. Ты бойся скудную жизнь прожить. Спохватишься однажды, а жизни не было». Когда она показывает свои натруженные руки, сетуя, что ей и продохнуть-то некогда, таксист Саша берет ее ладони в свои. И «в легком его пожатии была такая ласка и нежность, какой Нюра не знала всю свою жизнь». Была эта сцена на самом деле, как описал ее в рассказе Александр Борщаговский, или это все лишь художественный вымысел автора, мы, похоже, не узнаем никогда.
— Главная героиня, на ваш взгляд, похожа в фильме на вашу жену?
Николай Горбунов: Одинаковые! Нюра у меня такая же шустрая была. Мы фильм смотрели раза четыре. Бывало, после очередного показа по телевизору шли по селу и слышали вслед: «Смотрите, Колька с Нюркой как сфотографированные в кино идут…»
— А вас изобразили правдоподобно?
Николай Горбунов: На Гришке в фильме плащ, который мы носили, когда выходили в непогоду на реку. Заметил, что его еще и в рыбьей чешуе обваляли. Вроде все так и было.
А Анна Федоровна после того, как, по ее собственным словам, «пролетела в кино», продолжала отправлять Александру Борщаговскому бандероли с копчеными лещами в Москву. После премьеры фильма писатель в Кузьминское больше не приезжал…
Анна Горбунова: Удивительное дело, я с ним еще раз столкнулась в метро в 1983 году, когда ездила в Москву. Он спускался на эскалаторе, я поднималась. Заметив его, стала махать рукой, кричать: «Александр Михайлович!..» Он к тому времени был уже глуховат, не откликнулся. Мы разминулись…
...Старожилы села рассказывали, прижал Коля Нюру, навалил на нее большое хозяйство. А та — сирота, куда ей деваться? От тяжелой работы у нее были почерневшие пальцы, ныли сухожилия, ломило поясницу. А сам Николай подался в независимые, вольные люди — бакенщики. Редко когда в доме целый день бывал.
Спецкора «МК» хозяева в дом не пригласили, в сенях стоял стол, там и расположились для разговора. Анна Федоровна в цветастом платке. У нее те же сожженные в лугах куньи брови, что описаны в рассказе. Лет уже много, а взгляд — открытый, озорной, глаза — чистая лазурь. Когда муж скрывается за дверью, она опускает на плечи платок, напряжение спадает, она мгновенно преображается. От хозяйки в сенях, как у Александра Борщаговского, «разливается золотистый, матовый свет и полынный, горьковатый запах трав»…Не спеша, положив руки на стол, Анна Федоровна начинает рассказывать о себе…
Реальный прототип героини фильма «Три тополя на Плющихе»: Нежность по имени Нюра…
Источник: «Московский комсомолец» Светлана Самоделова.
Но мало кто знает, что у главной героини Нюры, роль которой исполнила Татьяна Доронина, был реальный прототип. Анна Федоровна Горбунова – жительница села Кузьминское на Оке. Ее муж был бакенщиком. И она действительно часто ездила в Москву продавать ветчину и останавливалась у золовки.
В 2018 году, в год 50-летнего юбилея картины спецкор «Московского комсомольца» встречался с женщиной, послужившей прототипом легендарной Нюры, прошел по местам, где родился замысел фильма и снимались культовые сцены. В сельской администрации указали дом Горбуновых и предупредили: «Анне Федоровне — 86 лет, Николаю Васильевичу —87-й пошел»…
Неудивительно, что столь живописное место в 1960-е годы облюбовал писатель Александр Борщаговский для работы и отдыха. Рязанское село Кузьминское стоит на Оке, с высокого берега хорошо видна излучина реки с многочисленными островками. По берегам — березовые и сосновые рощи, ручьи с бобровыми запрудами. У дальней родни Борщаговского в Кузьминском была дача. В этом доме писатель и снимал одну из комнат. Много гулял по окрестностям, удил рыбу, общался с местными жителями. Говорил, что ему интересна глубинка и жизнь простых людей. А в 1966-м вышел сборник рассказов Александра Борщаговского. И первой шла история о деревенской женщине Нюре — «Три тополя на Шаболовке». Жители Кузьминского узнали в ней Анну Федоровну Горбунову, что 50 лет проработала на почте телеграфисткой. Писатель оставил героине собственное имя, поменял лишь отчество. В рассказе она стала Анной Григорьевной.
«Когда спустя два года, в 1968 году, вышел фильм «Три тополя на Плющихе», мы прямо ахнули. Там все точно было о нашей Нюре и ее муже-бакенщике. В фильме он — Гриша, а на самом деле его зовут Николай. Но суть одна: такой же прижимистый, закостеневший в быте и накопительстве. Жена только и слышала от него: «Деньгами не транжирь», - рассказывали жители села.
— Как познакомились с писателем Александром Борщаговским?
Анна Горбунова: Он приехал в село на лето, пришел на почту, спрашивает: «Как звать?» А меня в деревне все Нюркой звали. Даже не Нюрой. Только конюх однорукий величал Анной Федоровной. Когда рассказала об этом писателю, он заметил: «Он преклоняется перед тобой, красоту твою чтит». Чудно это было слышать. Никто мне такого раньше не говорил… Со столичным гостем было легко. Он спрашивал просто, невзначай, как я попала в эти края? Как живу, кто у меня муж, кем работает?
Познакомились мы с Александром Михайловичем, и он стал каждый вечер ко мне на почту ходить. Дежурю я до двенадцати ночи, и он рядом сидит, про жизнь расспрашивает. За эти длинные летние вечера я писателю как на духу всю свою жизнь рассказала. Поведала и про детство, и про замужество. Рассказала про хозяйство. Как делала домашнюю ветчину. Меня ведь часто деревенские просили: «Нюрка, приди к нам, посоли ветчину». Помню, захожу в дом, окорока во весь стол лежат… Принимаюсь с ходу за работу. Считалось, что у меня рука легкая. Ветчина всегда знатной получалась. Никому не отказывала. Часть своей ветчины я ездила продавать в Москву. В чемодан — и на вокзал. Все сама. А кто поедет? Муж-то постоянно на реке. Останавливалась у золовки, сестры мужа. Только ветчину носила не на Даниловский рынок, как в рассказе у Александра Борщаговского, а на Черемушкинский. Туда же часто ездила продавать потом и яблоки.
— Как узнали, что стали прототипом его рассказа «Три тополя на Шаболовке»?
Анна Горбунова: Александр Михайлович сам и рассказал. А через год сообщил: «Ну, Нюра, смотри теперь кино про себя». Я давай причитать: «Ой, ради бога, не надо…» Очень тогда расстроилась, не хотела, чтобы о нас узнала вся страна.
— Встреча с таксистом Сашей была?
Анна Горбунова: Нет. Это все приукрашено.
В рассказе у Александра Борщаговского главный герой говорит Нюре: «Не того ты опасаешься, Анна Григорьевна. Ты бойся скудную жизнь прожить. Спохватишься однажды, а жизни не было». Когда она показывает свои натруженные руки, сетуя, что ей и продохнуть-то некогда, таксист Саша берет ее ладони в свои. И «в легком его пожатии была такая ласка и нежность, какой Нюра не знала всю свою жизнь». Была эта сцена на самом деле, как описал ее в рассказе Александр Борщаговский, или это все лишь художественный вымысел автора, мы, похоже, не узнаем никогда.
— Главная героиня, на ваш взгляд, похожа в фильме на вашу жену?
Николай Горбунов: Одинаковые! Нюра у меня такая же шустрая была. Мы фильм смотрели раза четыре. Бывало, после очередного показа по телевизору шли по селу и слышали вслед: «Смотрите, Колька с Нюркой как сфотографированные в кино идут…»
— А вас изобразили правдоподобно?
Николай Горбунов: На Гришке в фильме плащ, который мы носили, когда выходили в непогоду на реку. Заметил, что его еще и в рыбьей чешуе обваляли. Вроде все так и было.
А Анна Федоровна после того, как, по ее собственным словам, «пролетела в кино», продолжала отправлять Александру Борщаговскому бандероли с копчеными лещами в Москву. После премьеры фильма писатель в Кузьминское больше не приезжал…
Анна Горбунова: Удивительное дело, я с ним еще раз столкнулась в метро в 1983 году, когда ездила в Москву. Он спускался на эскалаторе, я поднималась. Заметив его, стала махать рукой, кричать: «Александр Михайлович!..» Он к тому времени был уже глуховат, не откликнулся. Мы разминулись…
...Старожилы села рассказывали, прижал Коля Нюру, навалил на нее большое хозяйство. А та — сирота, куда ей деваться? От тяжелой работы у нее были почерневшие пальцы, ныли сухожилия, ломило поясницу. А сам Николай подался в независимые, вольные люди — бакенщики. Редко когда в доме целый день бывал.
Спецкора «МК» хозяева в дом не пригласили, в сенях стоял стол, там и расположились для разговора. Анна Федоровна в цветастом платке. У нее те же сожженные в лугах куньи брови, что описаны в рассказе. Лет уже много, а взгляд — открытый, озорной, глаза — чистая лазурь. Когда муж скрывается за дверью, она опускает на плечи платок, напряжение спадает, она мгновенно преображается. От хозяйки в сенях, как у Александра Борщаговского, «разливается золотистый, матовый свет и полынный, горьковатый запах трав»…Не спеша, положив руки на стол, Анна Федоровна начинает рассказывать о себе…
Реальный прототип героини фильма «Три тополя на Плющихе»: Нежность по имени Нюра…
Источник: «Московский комсомолец» Светлана Самоделова.
Следующая запись: НАДОЕДЛИВЫЙ СОСЕД
Лучшие публикации