Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
О ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

1. Начнём с самого простого, но и самого распространённого заблуждения. Когда большинство слышит имя художника, то считает, что да Винчи — это фамилия. Однако на самом деле это значит «из Винчи» — есть такой итальянский город в Тоскане, в окрестностях Флоренции. Он до сих пор существует, а в доме, где родился Леонардо, находится его музей.
Полное имя художника — Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

2. Очень часто фанаты вегетарианской диеты утверждают, что Леонардо тоже её придерживался. Он якобы никогда не ел мяса, и его убеждениям претило убийство животных ради пищи. Некоторые видят в том, что да Винчи достиг таких высот, знак, что вегетарианская диета положительно сказывается на интеллекте.
Художнику даже приписывают такую цитату:

Воистину человек — царь зверей, потому что его жестокость превосходит их. Мы живём смертью других. Мы — ходячие кладбища! Я с ранних лет отказался от мяса, и придёт время, когда люди будут смотреть на убийство животных так, как они смотрят на убийство человека.

Звучит круто, конечно, вот только старик Лео такого не говорил. Это выдержка из романа русского писателя Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». И видимо, миф о том, что Леонардо был вегетарианцем, появился именно благодаря этой книжке.
Убедительные доказательства тому, что да Винчи не ел мяса, отсутствуют. Он увлекался кулинарией, проработал 13 лет распорядителем придворных пиров в Милане и создал собственный рецепт «от Леонардо» — тонко нарезанное тушёное мясо с уложенными сверху овощами. Блюдо пользовалось большой популярностью.

Вдобавок Леонардо придумал несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров, в том числе автоматически поворачивающийся вертел. А среди бумаг да Винчи сохранились списки покупок, в которых упоминались вино, мясо и сыр. Так что идея, что Леонардо изобрёл вегетарианство ещё в эпоху Ренессанса, несостоятельна.

3.Есть мнение, что да Винчи не любил книги, предпочитая изучать всё на собственном опыте. Он называл себя omo sanza lettere — «человек без букв». И утверждал, что лучше изучать природу, а не заплесневелые тома.

Тот, у кого есть доступ к фонтану, не ходит к горшку с водой.
Леонардо да Винчи

Из этого утверждения некоторые противники системы образования делают вывод, что книжки читать необязательно. Вот да Винчи сам говорит, что не читает ничего, однако ж великим интеллектуалом и эрудитом стал. А значит, ну их, эти книги, не в них правда.

Однако на самом деле это очередная байка из разряда «Эйнштейн был двоечником». Среди заметок Леонардо был обнаружен список его литературы, хранимой в его доме в Милане, — 116 томов. К тому же он часто одалживал книги в библиотеках и у друзей.

Да Винчи читал не только научные фолианты, но и рыцарские романы, и басни Эзопа. Среди его любимых авторов — Платон, Аристотель, Страбон, Архимед, Фронтино, Альберто Маньо, Альберто Саксонский, а также Данте Алигьери, Ристоро д’Ареццо и Чекко д’Асколи.
А то, что Леонардо звал себя omo sanza lettere, означает лишь, что он не читал полатыни, которую следовало знать всем уважающим себя учёным того времени. Да Винчи вёл свои записи на родном итальянском.
Впрочем, уже во взрослом возрасте, в 30 лет, Лео самостоятельно освоил латынь, а также впервые занялся математикой и геометрией, изучая их с завидным упорством. Вряд ли бы он смог это сделать, принципиально не открывая книг. Так что нелюбовь к чтению явно не признак «второго да Винчи».

4. «Мона Лиза», или «Джоконда», — самая известная картина да Винчи. Долгое время искусствоведы были не вполне уверены в том, кого, собственно, Леонардо на этом портрете запечатлел. Выдвигались предположения, что это Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога, Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская, Пачифика Брандано (любовница Джулиано Медичи) или какаято другая знатная дама.

Люди с развитой фантазией утверждали, что на картине Лео изобразил самого себя — просто изобрёл меняющие пол фильтры до появления FaceApp. Другие считают, что это портрет переодетого Джана Джакомо Капротти да Орено по прозвищу Салаи — ученика и, возможно, любовника да Винчи (да, есть версия, что маэстро предпочитал кудрявых мальчиков, хотя точных доказательств нет).

Особо преисполнившиеся в познании вообще доказывают, что это портрет Иисуса Христа (которого Леонардо, конечно, знал в лицо) или самого Яхве. Достаточно прислонить к левой половине «Моны Лизы» зеркало — и выде узрите лик Господа.

Из более мелких находок: американский художник и дизайнер Рон Пиччирилло перевернул «Мону Лизу» набок и нашёл там головы льва, обезьяны и буйвола в очертаниях облаков на заднем плане. А врач Вито Франко из Университета Палермо даже умудрился по портрету поставить модели Леонардо, кем бы он или она ни были, диагноз: ксантелазма. То есть подкожное скопление холестерина, в данном случае — рядом с левым глазом.


Заметка Агостино Веспуччи, Болонья, 1477 год. Иллюстрация: University Library of Heidelberg / Public Domain

Что ж, насчёт личности модели все споры, по крайней мере среди серьёзных учёных, закончились в 2005 году, когда были обнаружены заметки художника Агостино Веспуччи, помощника Никколо Макиавелли, с которым дружил Леонардо. Тот написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини».

Лиза Герардини, или Лиза дель Джокондо, — жена торговца тканями Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джокондо. Он заказал портрет супруги ей в подарок в честь рождения их второго сына Андреа.

И да, был ли у Лизы повышенный уровень холестерина — мы вряд ли узнаем. Однако не факт, что диагноз доктора Франко верен. В конце концов, за пять столетий эта картина претерпела несколько не совсем удачных реставраций, так что её точность, наверное, уступает рентгеновским снимкам. Что касается зеркальных отражений и переворачиваний — парейдолия свойственна большинству людей, и она формирует самые разные образы.

5. В своих дневниках Лео оставил немало весьма своеобразных фраз, которые некоторые его поклонники толкуют как пророчества. Утверждается, что да Винчи предсказал:

Изобретение телефона: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдалённых стран и друг другу отвечать».

Появление банковских карт: «Невидимые монеты дадут восторжествовать тем, кто их тратит».

Добычу нефти и войны за чёрное золото: «Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры».

Изобретение авиации: «Перья поднимут людей, как птиц, к небесам».

Последовавшие за этим многочисленные авиакатастрофы: «Многих можно будет видеть несущимися на больших животных в быстром беге на погибель собственной жизни и на скорейшую смерть. По воздуху и по земле будут видны животные разного цвета, несущие людей к уничтожению их жизни».

Многочисленные человеческие жертвы вследствие грядущих ужасных эпидемий: «О сколько будет таких, которые после своей смерти будут гнить в собственных домах, наполняя округу зловонным запахом».

И, как подобает любому уважающему себя предсказателю, Лео напророчил ещё и Апокалипсис с гибелью рода человеческого: «Людям будет казаться, что они на небе видят новые бедствия; им будет казаться, что они взлетают на небо и, в страхе покидая его, спасаются от огней, из него извергающихся; они услышат, как звери всякого рода говорят на человеческом языке; они будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места; они увидят во мраке величайшее сияние. О чудо человеческой природы! Что за безумство так тебя увлекает? Ты будешь говорить с животными любой породы, и они с тобою на человеческом языке. Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя. Водопады будут тебя сопровождать…»

Прониклись атмосферой? Вот только на самом деле это не пророчества, а загадки. Ответы даны сразу же, в заметках Леонардо:

«О писании писем из одной страны в другую».

«О монахах, которые, тратя слова, получают великие богатства и дарят рай».

«О покосе травы».

«То есть письменами, созданными этими перьями».

«О солдатах на конях».

«О ракушках и ултках, отвергнутых морем и гниющих в своих раковинах».

«О сне».

Эти загадки Лео сочинял, видимо, для использования в салонных играх при дворе Лодовико Сфорца. С полным списком можно ознакомиться, например, вот здесь. Ни в какие предсказания автор не верил и о магии, алхимии и прочей некромантии отзывался с насмешкой:

Те, кто хотят разбогатеть в один день, долгое время живут в великой бедности, как бывает и будет вовеки с алхимиками, ищущими делать золото и серебро, и с инженерами, которые хотят, чтобы стоячая вода из самой себя давала движущую жизнь путём постоянного движения, и с некромантами и заклинателями, стоящими на вершине глупости.
Леонардо да Винчи
О ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.1. Начнём с самого простого, но и самого распространённого заблуждения. Когда ...
Рейтинг записи:
5,5 - 10 отзывов
Нравится10
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх