Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
ПреЛЮДИи чувств
СМОКТУНОВСКИЙ
Сo Смоктуновским в кино я снималась много: в «Степени риска» (реж. Авербах), в «Чайковском» и «Выборе цели» (реж. Таланкин), в «Тиле Уленшпиге­ле» (реж. Алов и Наумов), в «Живом трупе» (реж. Венгеров), но в кадре мы с ним не сталкивались. Иног­да на озвучании в тонстудии он мне сделает какое-ни­будь замечание — и все. Но его роли в театре я видела все и по нескольку раз.<…>
Мы вместе с ним жили на Икше в дачном коопера­тиве. И очень часто там сталкивались в так называе­мой «первой реальности».<…>
— Иннокентий Михайлович, Вы человек откры­тый?
— Популярность часто мешает, хотя я сейчас на­учился относиться к этому равнодушно. Обаяние и мягкость Мышкина, Деточкина, дяди Вани позволяют думать, что я общителен, приветлив и открыт. Но это черты моего лирического героя, как сказал бы поэт.
— Как Вы считаете, какой у Вас характер?
— Плохой.
— Почему?
— Я раздражителен. Мне до сих пор не удалось освободиться от застенчивости детства. Я неуравнове­шен. Мне в жизни давалось все тяжело. И я стал не таким добрым, каким был раньше. Я часто отказываю людям. Может быть, это защитная реакция от посяга­тельств на мою личную свободу? Не хватает на все сил... Я не предатель, не трус, не подлец... Но я за­крыт. Я часто говорю себе, что надо перестать врать, но иногда вру, чтобы не обидеть...
Реакции у него были совершенно непредсказуе­мые. Кто заставлял его убирать вместо дворника снег в своем дворе по утрам? Зачем искал и привез, а потом волок через всю нашу поляну перед домом на Икше ог­ромный камень на свою клумбу; а потом, когда клумбу
«запретили», увез этот камень с поля? Да пусть бы и оставался там! Что заставляло его браться за самую черную работу? Откуда такая открытая улыбка на встречного? И такой грустный, углубленный в себя взгляд, когда остается один. Откуда?
— А я, Иннокентий Михайлович, еду в Куйбышев на гастроли. Так не хочется.
— Что вы, дружочек, там такие вкусные шоколад­ные конфеты!
Не театр, не памятники, не площади, а конфеты! Глаза при этом светлые-светлые. Прикидывается? Или действительно вспомнил только конфеты? Я по­том привезла ему три коробки (оказалось, невкус­ные), но не отдала — не встретила.
Мы жили рядом, в большом четырехэтажном доме около Икшинского водохранилища. Иннокентий Ми­хайлович принимал участие в поисках места, в стро­ительстве и долголетних походах по кабинетам на­чальства. Квартира его — угловая на четвертом этаже, лоджия — как капитанский мостик, с нее открываются дали необъятные.
Я арендовала у Союза кино двухкомнатную квар­тирку на 1-м этаже. Наблюдаю с балкона, как в сере­дине прекрасного ромашкового поля перед домом Ин­нокентий Михайлович копает клумбу в виде буквы S. К концу лета на ней вырастает огромный подсолнух. Он несколько нарушает горизонтальный ландшафт:
поле, водохранилище, на другом берегу — лес и дерев­ня. И когда мы сидим на балконе и любуемся летними закатами за водохранилищем, мой приятель, худож­ник Дима Шушкалов, заслоняет этот подсолнух рукой. Нея Зоркая недовольно ворчит: «Это все ваши актерские замашки, Алла Сергеевна, обязательно у всех на виду, в центре поля...»
На кооперативном собрании разразился скандал. Люди в доме живут в основном творческие, эмоцио­нальные — кричали, что они хотят видеть «дикую природу», а не какую-нибудь чахлую железнодорож­ную клумбу имени Смоктуновского. Постановили: по полю не ходить, ничего не сажать и не нарушать хрес­томатийную красоту пейзажа.
На следующее утро Иннокентий Михайлович как ни в чем не бывало спокойно поливал свою клумбу из лейки. А Дима Шушкалов написал его портрет: на фоне ромашкового поля стоит Иннокентий Михайло­вич с глазами врубелевского Пана, в своих неизмен­ных летних шортах и выцветшей от солнца майке, с перекинутым через плечо полотенцем после купания, а рядом с ним — огромный подсолнух.
— Алла, дорогая, какой стыд! Что же вы мне не сказали, что художник заслонял рукой мой подсо­лнух. Я бы его с корнем вырвал!
— Ну что Вы, Иннокентий Михайлович, это было так прекрасно: на однообразном фоне ромашкового поля нашей актерской братии вырастает подсолнух — та же ромашка, только большая и по другому окрашен­ная — Смоктуновский!
У него светлеют глаза, и уже совсем по-детски:
— Как, как вы сказали? На однообразном фоне?.. Какой прекрасный образ! Какой точный и прекрасный образ! В следующем году я там посажу два подсолну­ха — будем вместе раздражать!
На следующий год ромашек на поле не было, но все поле было в красном клевере, а посередине ухо­женной клумбы расцвел огромный красный мак. Один. А еще через год поле было белесое, а в середине клумбы — прекрасная белая лилия. Цветы сажала жена Смоктуновского - Суламифь Михайловна, а се­мена к этим прекрасным растениям — и на клумбе, и в огороде (лучшие грядки были у Смоктуновских), и на их балконе — привозил Иннокентий Михайлович из Разных экзотических стран.
Когда я бывала дома, то подавала им со своего первого этажа воду для поливки. За это получала в подарок то горшочек синих мелких цветочков, то лозу ди­кого винограда, которая до сих пор растет, правда, уже на балконе Деминых (мне пришлось переехать на 2-й этаж), то корзину моего любимого зеленого горош­ка...
Клумба, к сожалению, не сохранилась: упорство недовольных оказалось сильнее. Мне очень жаль. Ду­маю, не только мне одной...
/ Алла Демидова. Бегущая строка памяти: Автобиографическая проза.
СМОКТУНОВСКИЙ.Сo Смоктуновским в кино я снималась много: в «Степени риска» (реж. Авербах), в ...
Рейтинг записи:
5,5 - 6 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Ирина Ирина
Неповторимые .... Смоктуновский актер тончайшей душевной организации, как и Демидова....
Наверх