
29 марта в 1891 году издан указ императора АЛЕКСАНДРА III о закладке Великого сибирского пути – Транссибирской железнодорожной магистрали.
Первая в России железная дорога связала в 1837 году Санкт-Петербург с Царским Селом. В 1851 году поезда пошли из столицы в Москву. К 1891 году протяженность железных дорог империи составляла 32 тысячи километров. Последней была завершена Восточная магистраль – от Сызрани до Челябинска – в 1140 км. Теперь же собирались проложить путь на 7 тысяч км – от Челябинска до Владивостока. Инициатором постройки Сибирского пути был сам император Александр III, еще в 1882 году повелевший: «Изыскания провести безотлагательно».
Наследнику престола Николаю Александровичу, совершавшему путешествие по странам Востока, было поручено по вступлении вновь на русскую землю совершить во Владивостоке символический акт закладки пути. В мае цесаревич (через три года он будет провозглашен императором НИКОЛАЕМ II) на торжественной церемонии высыпал первую тачку с землей на полотно будущей железной дороги. Но это был лишь символический жест. Дело сдвинулось только на следующий год, когда управляющим министерством путей сообщения, а следом и министерством финансов был назначен Сергей ВИТТЕ.
Стройка велась одновременно с двух концов, дорогу сдавали отдельными участками, на которых сразу открывалось движение. Первым через 5 лет сдали путь от Челябинска до Новониколаевска (ныне Новосибирск), год спустя – участок от Владивостока до Хабаровска. В 1899-м – дорогу от Новониколаевска до Иркутска, в 1901 году соединили Иркутск с селом Сретенкой на реке Шилка. Через Байкал поезда переправляли на пароме, а зимой они шли по льду, пока в 1905 году не было завершено строительство Кругобайкальской дороги. В эти же годы, по соглашению с Китаем, была сооружена Китайско-Восточная железная дорога, кратчайшим путем соединившая Читу и Владивосток. Договор о КВЖД стал свидетельством выдающегося дипломатического дара Витте.
В неимоверно трудных условиях дорога возводилась темпами в полтора раза выше, чем при строительстве до того самой знаменитой в мире Трансокеанской магистрали в США. Труднейшим делом оказалось возведение мостов через великие сибирские реки и прокладка туннелей (только на 600-километровой Кругобайкальской дороге их пришлось пробить 39). До 90 тысяч человек трудились на стройке. Были привлечены солдаты, каторжники (этим обещали на треть скостить срок), более 15 тысяч китайцев и корейцев. Даже по нынешним временам сооружение Транссиба – выдающееся достижение, ставшее гордостью правления последнего русского царя.
Первая в России железная дорога связала в 1837 году Санкт-Петербург с Царским Селом. В 1851 году поезда пошли из столицы в Москву. К 1891 году протяженность железных дорог империи составляла 32 тысячи километров. Последней была завершена Восточная магистраль – от Сызрани до Челябинска – в 1140 км. Теперь же собирались проложить путь на 7 тысяч км – от Челябинска до Владивостока. Инициатором постройки Сибирского пути был сам император Александр III, еще в 1882 году повелевший: «Изыскания провести безотлагательно».
Наследнику престола Николаю Александровичу, совершавшему путешествие по странам Востока, было поручено по вступлении вновь на русскую землю совершить во Владивостоке символический акт закладки пути. В мае цесаревич (через три года он будет провозглашен императором НИКОЛАЕМ II) на торжественной церемонии высыпал первую тачку с землей на полотно будущей железной дороги. Но это был лишь символический жест. Дело сдвинулось только на следующий год, когда управляющим министерством путей сообщения, а следом и министерством финансов был назначен Сергей ВИТТЕ.
Стройка велась одновременно с двух концов, дорогу сдавали отдельными участками, на которых сразу открывалось движение. Первым через 5 лет сдали путь от Челябинска до Новониколаевска (ныне Новосибирск), год спустя – участок от Владивостока до Хабаровска. В 1899-м – дорогу от Новониколаевска до Иркутска, в 1901 году соединили Иркутск с селом Сретенкой на реке Шилка. Через Байкал поезда переправляли на пароме, а зимой они шли по льду, пока в 1905 году не было завершено строительство Кругобайкальской дороги. В эти же годы, по соглашению с Китаем, была сооружена Китайско-Восточная железная дорога, кратчайшим путем соединившая Читу и Владивосток. Договор о КВЖД стал свидетельством выдающегося дипломатического дара Витте.
В неимоверно трудных условиях дорога возводилась темпами в полтора раза выше, чем при строительстве до того самой знаменитой в мире Трансокеанской магистрали в США. Труднейшим делом оказалось возведение мостов через великие сибирские реки и прокладка туннелей (только на 600-километровой Кругобайкальской дороге их пришлось пробить 39). До 90 тысяч человек трудились на стройке. Были привлечены солдаты, каторжники (этим обещали на треть скостить срок), более 15 тысяч китайцев и корейцев. Даже по нынешним временам сооружение Транссиба – выдающееся достижение, ставшее гордостью правления последнего русского царя.

Следующая запись: Воркута, 1970-е
Лучшие публикации