Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
Генриху Боровику исполнилось 94 года! Умный, интеллигентный журналист, который сиял на Советском телевидении своими репортажами.
Перед нами эталон журналиста-международника. Талантливый лектор. Интеллигентный человек.
Генрих Авиэзерович Боровик (16 ноября 1929 года) — советский и российский журналист-международник, киносценарист, прозаик. Почётный ректор Московского института телевидения и радиовещания «Останкино».
У писателя, драматурга и публициста Генриха Боровика, начинавшего в 1950-х годах свою профессиональную карьеру специальным корреспондентом журнала «Огонек»,:сегодня день рождения ему 94!
Очередная командировка в «военно-полевых» условиях.
Дмитрий Якушкин
...* Мне нравится эта история, и при соответствующем контексте я иногда рассказываю ее на лекциях, в частности, когда речь заходит об авторском стиле в советской политической журналистике.
В 1966 году Генрих Боровик приехал работать в Нью-Йорк и обнаружил, что на казенной пишущей машинке, принадлежавшей корпункту Агентства печати «Новости», не функционирует клавиша с восклицательным знаком.
Он интерпретировал дефект как сигнал себе: писать он будет об Америке «без восклицательных знаков» в прямом и переносном смысле.
В середине 1960-х, да и не только тогда, отказаться от зубодробительного пафоса, не загонять гвоздь под самую шляпку,
не поддаваться общепринятому и незамысловатому черно-белому взгляду, в общем, не плыть по течению — для этого требовались талант и определенная независимость…
К моменту собкорства в Штатах за плечами у Генриха Боровика были Бирма, Индонезия, Вьетнам, Китай, Куба и выработанный им особый очерковый стиль, который и сделал журналисту имя.
Без этой внушительной «подводной части айсберга» Генрих Боровик не написал бы около десятка книг и несколько пьес, с большим успехом шедших в советские годы в театрах по всей стране, не снял бы документальные фильмы про революцию на Кубе и сериал про «неизвестную» войну на Востоке, адресованный американской аудитории, не создал бы серию публицистических передач на телевидении.
Как получились востребованными фотографии, которые никогда не расстававшийся с камерой Боровик первоначально делал для себя — в качестве «фотодневника» и вспомогательного материала для написания в дальнейшем корреспонденций.
Но однажды выяснилось: то, что снималось «между строк», оказалось уникальным фотоматериалом по композиции, свету, переданной атмосфере. Состоялась даже выставка фоторабот Генриха Боровика под названием «Увидеть время» в одном из главных художественных музеев страны — Пушкинском…
Генрих Боровик никогда не работал в благополучных европейских странах. Уже с первых дней в «Огоньке» его «визитной карточкой» стали горячие точки: сначала в Юго-Восточной Азии, где во второй половине 1950-х завершалась антиколониальная борьба, затем в странах Латинской Америки, где по законам того времени разворачивалась борьба за социальную и политическую справедливость.
Да и в Америке он оказался в наиболее интересный для нее исторический момент обострения гражданских конфликтов на фоне войны во Вьетнаме, борьбы за права цветных и серии громких политических убийств.
Название одной из самых известных книг Боровика — «Один год неспокойного солнца» (она посвящена событиям 1968 года, прогремевшего в истории многих стран, в том числе и нашей).
Но «неспокойствие» — это еще и ключ к пониманию самого автора: нежелание отсиживаться ни в тылу, ни в приемных, что роднило Боровика с другими неспокойными характерами по разные стороны океана. Он дружил с ветераном Второй мировой, писателем Норманом Мейлором, который никогда не стеснялся ни острых выражений, ни экстравагантных поступков.
Он показывал Америку и находил общий язык с неутомимым и ангажированным Евгением Евтушенко.
Его старшими товарищами были Роман Кармен и Константин Симонов, прошедшие Испанию и Великую Отечественную.
А оказавшись на Кубе, мог ли он пропустить возможность порыбачить с таким непростым персонажем, как Хемингуэй — кумир послевоенных поколений, который открылся советской аудитории благодаря оттепели?
Известно, как многие слова могут стираться от частого употребления, но мне важно подчеркнуть: Генрих Боровик верит в то, что он делает, и эта вера считывается, передается людям, которые эмоционально откликаются на его интонацию. Ее нельзя «сыграть».
В афганских очерках у Артема Боровика есть такая фраза: человек ответственен не только за то, в чем принимал участие, но и за то, чему был свидетелем. Мне кажется, эта фраза сына — об отце.
(Журнал "Огонёк" №44 от 11.11.2019, стр. 37)
Как-то в начале карьеры Артём Боровик пожаловался отцу: «Не повезло мне с тобой, батяня, что бы я ни делал, всё равно все вокруг говорят: «Ну конечно, сын самого Боровика, ему отец помогает!". На что Генрих Аверьянович пошутил, - Не беспокойся, очень скоро про меня станут говорить: «Смотрите, вон идёт отец самого Боровика».
В своей профессии Генрих Боровик всегда был одним из первых и всегда - самым молодым. Первая загранкомандировка в 23 года, первая горячая точка - в 25. Спустя 6 лет его первую пьесу поставил известный московский театр. В 32 года Генрих Боровик был назначен ответственным секретарем журнала «Огонёк». Столь стремительный карьерный рост в начале 60-х годов прошлого столетия казался чем-то немыслимым. Особенно - если человек добивался всего сам.
«Холодная» война накладывала отпечаток на работу любого советского журналиста, находящегося в Соединенных Штатах. Даже готовя очерки для Литературной газеты, избежать политических оценок было практически невозможно. Тем более, если статья была подписана членом КПСС. А других в США оказаться и не могло.
И, тем не менее, Генрих Боровик в ноябре 1966-го решается на поступок, который мог поставить крест на его дальнейшей карьере. Он договаривается об интервью с бывшим председателем Временного правительства Александром Керенским, который живёт в Нью-Йорке.
Интервью с Александром Керенским «Литературная газета» не опубликовала. Значительно позже Генрих Боровик найдет доклад цензора в ЦК Партии, где будет сказано: вредный очерк изъят из «Литературки», потому что журналист Боровик предоставил в нём слово злейшему врагу советской власти. К тому времени на Генриха Боровика уже приходили доносы, осуждающие его статьи. И к материалам журналиста, поступавшим из-за рубежа, стали относиться с особой строгостью. Но, тем не менее, благодаря своему таланту и харизме, в конце 70-х Генрих Боровик становится ведущим телевизионной программы «Международная панорама».
Увиденное в Чили, Индонезии и во Вьетнаме вспомнится Генриху Боровику в декабре 1979-го, когда советские войска пересекут границу Афганистана. Обойти вниманием начало советской военной кампании он не мог. Более того, в 80-ом сам полетел в Кабул. Резкие заявления журналиста с критикой решения о вводе советских войск тут же были услышаны в Кремле. Казалось бы, это был финал блестящей журналистской карьеры. Высказывания Боровика были доложены Константину Устиновичу Черненко. Но будущий Генсек на удивление спокойно отреагировал на услышанное и решил ничего не говорить Леониду Брежневу.
Афганская история на карьере Боровика всё-таки сказалась. От политической журналистики пришлось временно отойти. С 1982-го до начала перестройки Генрих Боровик работает главным редактором журнала «Театр». Через семь лет, уже в должности председателя Советского комитета защиты мира Генрих Боровик отправляется в Ватикан по приглашению Папы Римского. «Сложно ли быть Папой?» - спросил Боровик великого понтифика. «Сложно, сын мой» - ответил тот и шёпотом добавил: «Но с божьей помощью возможно». Работу в Советском, а затем и Всемирном комитете защиты мира Генрих Боровик успешно совмещает с телевизионной карьерой.
Не менее узнаваемым на телевидении к середине девяностых становится и сын Генриха Боровика Артём.
Вместе с Владиславом Листьевым, Александром Любимовым и Дмитрием Захаровым, он был ведущим программы «Взгляд». Их называли народными героями, олицетворявшими перемены внутри страны, так же, как символом перестройки за границей был Михаил Горбачёв. С ними от пятницы к пятнице вся страна становилась смелее, училась говорить не кухонным шепотом, а вслух, что в СССР всё-таки есть секс, у капитализма тоже бывает человеческое лицо, рок-н-ролл жив, и Чернобыль не авария, а трагедия.
Позже Артём Боровик основал собственную телекомпанию и возглавил газету «Совершенно секретно». И продолжил ходить «на острие ножа», провоцируя громкие скандалы. Именно он так сочно и точно назвал тогдашнего премьер-министра Сергея Кириенко «киндер-сюрпризом». Благодаря сюжету в его программе был снят с должности министр юстиции Валентин Ковалёв. Он же рассекречивал политические и финансовые махинации таких олигархов, как Владимир Гусинский и Борис Березовский.
Горячие точки, компроматы, эксклюзивные интервью стали буднями Артёма Боровика. Основатель расследовательской журналистики в нашей стране, он практически чудом дожил до 39 лет. 7 марта 2000 года в программе Дмитрия Диброва кто-то из телезрителей задал Артёму вопрос, ставший роковым: «Если вы такой честный, то почему до сих пор живы?» Через два дня в Шереметьево Артём Боровик погиб в авиакатастрофе. Трагическая, нелепая случайность оборвала его жизнь 9 марта 2000 года…
На Новодевичьем кладбище Генриха Боровика знают почти все. Он всегда идет одной и той же тропинкой, по которой прошёл уже сотни раз. Отец здесь встречается с сыном, которого нет уже 20 лет. Сегодня для Генриха Боровика журналистика - это больше, чем профессия. Теперь он знает, что работает за двоих…
Здоровья Генриху Аверьяновичу и всего самого хорошего и светлого!
Генриху Боровику исполнилось 94 года! Умный, интеллигентный журналист, который сиял на Советском ...
Рейтинг записи:
6,0 - 88 отзывов
Нравится74
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Михаил Михаил
Валентина Валентина
здоровья ВАМ.
Рита Рита
Дай Бог,Вам 100 летний юбилей встретить
Mara Mara
Гузель Гузель
Замечательные журналисты и отец и сын... Здоровья и долгих лет вам, Генрих Аверьянович!
Лидия Лидия
Да. Здоровья и бодрости.
Елена Елена
Татьяна Татьяна
Не Выкупать! Людмила Не Выкупать! Людмила
Лала Лала
Я помню его передачи "Международная панорама". ...
Илья Илья
Илья Илья
Елена Елена
Генрих Авиэзерович к концу статьи стал Генрих Аверьянович
Иван Иван
Благодарность автору заметки!
Наверх