Здесь выдают
ставки
ставки

Преподобный Сергий Радонежский: "любовью и единением спасемся".
-------------— † -------------—
18 июля, православные христиане отмечают память преподобного Сергия Радонежского – игумена земли Русской. Он один из тех святых, кого особенно почитают в народе.
Возможно и потому ещё, что является покровителем всех учителей и всех, кто желает преуспеть в познаниях и духовном просвещении.
В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится: "Однажды отец отправил Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге тот встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву.
Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца.
Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту».
Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников».
При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».
В 23 года сын богатых ростовских бояр, отрок Варфоломей, отказался от наследства, постригся в монахи под именем Сергий и уединился в лесу. "Я пустынник и иной судьбы мне не нужно…", – говорил преподобный.
Он не искал славы и власти, отказался стать московским митрополитом, прожил простым монахом. Молил о мире на земле и никогда не делил людей на плохих и хороших.
Сергий поселился на горе Маковец, в скором времени к нему присоединились другие иноки. В 1342 году на этом месте был основан монастырь, который сегодня известен под названием Торице-Сергиева Лавра.
Именно здесь в 1380 году преподобный благословил на священную Куликовскую битву князя Дмитрия Донского. Здесь же, по преданию, Сергию Радонежскому явилась Богородица, которая дала обет защищать это место.
Веками Сергиева обитель находилась под невидимой защитой Божьей Матери. Ни татаро-монголам, ни польско-литовским войскам, ни Наполеону не удалось захватить лавру.
В 1385 году, будучи 70-летним старцем, Сергий совершил свой последний поход в Рязань, чтобы помирить двух злейших врагов – князей Олега Рязанского и Дмитрия Донского.
В XIV веке связь Церкви и Государства была более тесной, чем сегодня, поэтому говорить об игумене земли Русской необходимо в контексте той обстановки, в которой он совершал служение.
Вне исторического поля оценка наследия Преподобного будет невозможно. Преподобному Сергию Радонежскому выпало жить в других условиях – когда наши соотечественники предавались скорбным раздумьям по поводу участи Родины, разорённой татарами.
Казалось бы, эти обстоятельства должны были свести все помыслы русских людей к заботе о безопасности, да и просто о том, чтобы не умереть голодной смертью. Но служение преподобного Сергия Радонежского явило пример пренебрежения этими заботами.
Фактически своими подвигами Святой показал действенность евангельских слов в этом мире: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33).
Учениками отче Сергия становились разные люди – и богатые, и бедные, и знатные, и простолюдины, и всем им своим примером он указывал, что достичь богообщения уже в земной жизни могут не только подвижники-монахи, но и миряне.
Препятствием на этом пути является грех, равнодушие к Богу и ближнему, лень, себялюбие. Преподобный призывал следовать заветам Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: «кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 27).
Он, подвижник благочестия, выполнял в монастыре тяжёлую, «чёрную» работу: носил воду, заготавливал дрова для братии – и стремился всячески услужить насельникам своей скромной обители.
Всякий человек, строящий дом, надеется во время зноя или стужи укрыться в его стенах.
Тяжкими трудами преподобный Сергий создал целый монастырь, но когда услышал разговор о том, что он пользуется почтением выше своих заслуг, до восхода солнца покинул обитель.
В Евангелии говорится о том, что «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 14). Вот он и стал таким городом, достигшим высоты, – святильником, которому укрыться невозможно.
И в пустынном месте – в необитаемых лесах – избранник Божий продолжал оказывать на жизнь Русской Церкви и судьбы соотечественников огромное влияние.
Преподобный мирил князей – например, князя Дмитрия Донского с князем Олегом Рязанским. Несмотря на кротость и смирение, проявлял строгость:
когда князья попытались противопоставить себя Москве, по благословению митрополита Алексия закрыл все храмы в Нижнем Новгороде, и нельзя было ни окрестить, ни повенчать, ни отпеть…
Не думаю, что все люди воспринимали такое положение со смирением – преподобный Сергий встречал в своей жизни тех, кому его действия не нравились, кого не устраивали его поучения, обличения.
Тем не менее сегодня мы обращаемся к преподобному Сергию как святильнику Церкви, и его авторитет в Отечестве нашем, слава Богу, считается непререкаемым как в церковной среде, так и для светских людей.
Преподобный Сергий учил сосредотачиваться на внутренней жизни – живом общении с Богом, на опыте духовной жизни, чем вселял оптимизм в души соотечественников.
Следствием этого духовного развития стало благословение преподобным Сергием Дмитрия Донского на ратный бой за Отечество. Главный итог Куликовской битвы – это единение народа.
Монгольское иго никуда не делось, Москва продолжала разоряться ханом Тохтамышем. Но животного страха перед татарами, прежнего пассивного уныния в людях уже не было! После событий 1380 года те, кто считал себя новгородцами, владимирцами, москвичами и рязанцами, стали гражданами единой Руси.
До полной национальной независимости в то время было ещё далеко, но духовное делание преподобного Сергия подарило надежду – и народ шагнул в будущее!
И ещё вспоминаю - именно 18 июля (в год 1983) я впервые и совершенно случайно оказалась в Троице-Сергиевой Лавре, на престольном празднике.
Это было советское время, далекое от почитания веры православной, и мы с родителями находились в Москве - они в кратком отпуске, я на каникулах. Мне предстояло 1 сентября учиться после переезда в новой школе, 9 класс, столько волнений.
И вот - последний день перед отъездом домой в Ставрополь, куда бы направиться? Хорошо бы, в Загорск - вдруг пришло на ум маме совершенно неожиданно. Не знали мы о празднике этом, да и как добраться туда, тоже не особенно представляли.
А спросить некого - в 5.30 утра. И тут я выглянула в окно из гостиничного номера - какая-то бабулька в белом платочке промелькнула на пустынном тротуаре и скрылась за углом. Затем ещё одна, но шла она так медленно, что мы успели её догнать и расспросить.
Она лишь палочкой указала в сторону вокзала - на электричку нужно сесть. И оказалось, что огромное людское море со всех концов столицы хлынуло к Лавре. Нас словно волной вынесло из вагона и понесло, а день был ясный, солнечный.
В общем - впечатлений хватило на всю жизнь. Как бежали по узким кривым улочкам священники, на ходу переодеваясь, как корреспонденты устанавливали камеры между куполами и люди в штатском стали в первый ряд, сдерживая толпу, и один из них обернулся к нам (мы тоже в первых рядах оказались случайно), подмигнул и попросил: "Вы же туристы?
Сейчас патриарх пойдет по дорожке ковровой, а тут две женщины, юродивые вроде как. Вдруг рвануться вперед - так помогите мне, придержите хоть одну из них за кофточку, один я на всех тут, не разрваться же..." И зазвонил колокол.
Патриарх Пимен шел со свитой по ковровой дорожке к храму, опираясь на посох, а вся одежда сияла на солнце. Ничего подобного не видела я никогда.
И тут стоявшая передо мной бабуля упала на колени и склонилась в земном поклоне, патриарх остановился и повернулся к нам, я оказалась прямо перед ним.
Он улыбнулся и благословил. Это было удивительно. Много лет спустя, уже в начале этого века, были мы как-то с писателями в музее Ставропольской Епархии, и вижу среди экспонатов посох - я сразу же узнала его, это был посох патриарха Пимена, его передали сюда уже после его кончины.
С праздником, друзья!
Автор: Екатерина Полумискова
-------------— † -------------—
18 июля, православные христиане отмечают память преподобного Сергия Радонежского – игумена земли Русской. Он один из тех святых, кого особенно почитают в народе.
Возможно и потому ещё, что является покровителем всех учителей и всех, кто желает преуспеть в познаниях и духовном просвещении.
В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится: "Однажды отец отправил Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге тот встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву.
Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца.
Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту».
Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников».
При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».
В 23 года сын богатых ростовских бояр, отрок Варфоломей, отказался от наследства, постригся в монахи под именем Сергий и уединился в лесу. "Я пустынник и иной судьбы мне не нужно…", – говорил преподобный.
Он не искал славы и власти, отказался стать московским митрополитом, прожил простым монахом. Молил о мире на земле и никогда не делил людей на плохих и хороших.
Сергий поселился на горе Маковец, в скором времени к нему присоединились другие иноки. В 1342 году на этом месте был основан монастырь, который сегодня известен под названием Торице-Сергиева Лавра.
Именно здесь в 1380 году преподобный благословил на священную Куликовскую битву князя Дмитрия Донского. Здесь же, по преданию, Сергию Радонежскому явилась Богородица, которая дала обет защищать это место.
Веками Сергиева обитель находилась под невидимой защитой Божьей Матери. Ни татаро-монголам, ни польско-литовским войскам, ни Наполеону не удалось захватить лавру.
В 1385 году, будучи 70-летним старцем, Сергий совершил свой последний поход в Рязань, чтобы помирить двух злейших врагов – князей Олега Рязанского и Дмитрия Донского.
В XIV веке связь Церкви и Государства была более тесной, чем сегодня, поэтому говорить об игумене земли Русской необходимо в контексте той обстановки, в которой он совершал служение.
Вне исторического поля оценка наследия Преподобного будет невозможно. Преподобному Сергию Радонежскому выпало жить в других условиях – когда наши соотечественники предавались скорбным раздумьям по поводу участи Родины, разорённой татарами.
Казалось бы, эти обстоятельства должны были свести все помыслы русских людей к заботе о безопасности, да и просто о том, чтобы не умереть голодной смертью. Но служение преподобного Сергия Радонежского явило пример пренебрежения этими заботами.
Фактически своими подвигами Святой показал действенность евангельских слов в этом мире: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33).
Учениками отче Сергия становились разные люди – и богатые, и бедные, и знатные, и простолюдины, и всем им своим примером он указывал, что достичь богообщения уже в земной жизни могут не только подвижники-монахи, но и миряне.
Препятствием на этом пути является грех, равнодушие к Богу и ближнему, лень, себялюбие. Преподобный призывал следовать заветам Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: «кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 27).
Он, подвижник благочестия, выполнял в монастыре тяжёлую, «чёрную» работу: носил воду, заготавливал дрова для братии – и стремился всячески услужить насельникам своей скромной обители.
Всякий человек, строящий дом, надеется во время зноя или стужи укрыться в его стенах.
Тяжкими трудами преподобный Сергий создал целый монастырь, но когда услышал разговор о том, что он пользуется почтением выше своих заслуг, до восхода солнца покинул обитель.
В Евангелии говорится о том, что «Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 14). Вот он и стал таким городом, достигшим высоты, – святильником, которому укрыться невозможно.
И в пустынном месте – в необитаемых лесах – избранник Божий продолжал оказывать на жизнь Русской Церкви и судьбы соотечественников огромное влияние.
Преподобный мирил князей – например, князя Дмитрия Донского с князем Олегом Рязанским. Несмотря на кротость и смирение, проявлял строгость:
когда князья попытались противопоставить себя Москве, по благословению митрополита Алексия закрыл все храмы в Нижнем Новгороде, и нельзя было ни окрестить, ни повенчать, ни отпеть…
Не думаю, что все люди воспринимали такое положение со смирением – преподобный Сергий встречал в своей жизни тех, кому его действия не нравились, кого не устраивали его поучения, обличения.
Тем не менее сегодня мы обращаемся к преподобному Сергию как святильнику Церкви, и его авторитет в Отечестве нашем, слава Богу, считается непререкаемым как в церковной среде, так и для светских людей.
Преподобный Сергий учил сосредотачиваться на внутренней жизни – живом общении с Богом, на опыте духовной жизни, чем вселял оптимизм в души соотечественников.
Следствием этого духовного развития стало благословение преподобным Сергием Дмитрия Донского на ратный бой за Отечество. Главный итог Куликовской битвы – это единение народа.
Монгольское иго никуда не делось, Москва продолжала разоряться ханом Тохтамышем. Но животного страха перед татарами, прежнего пассивного уныния в людях уже не было! После событий 1380 года те, кто считал себя новгородцами, владимирцами, москвичами и рязанцами, стали гражданами единой Руси.
До полной национальной независимости в то время было ещё далеко, но духовное делание преподобного Сергия подарило надежду – и народ шагнул в будущее!
И ещё вспоминаю - именно 18 июля (в год 1983) я впервые и совершенно случайно оказалась в Троице-Сергиевой Лавре, на престольном празднике.
Это было советское время, далекое от почитания веры православной, и мы с родителями находились в Москве - они в кратком отпуске, я на каникулах. Мне предстояло 1 сентября учиться после переезда в новой школе, 9 класс, столько волнений.
И вот - последний день перед отъездом домой в Ставрополь, куда бы направиться? Хорошо бы, в Загорск - вдруг пришло на ум маме совершенно неожиданно. Не знали мы о празднике этом, да и как добраться туда, тоже не особенно представляли.
А спросить некого - в 5.30 утра. И тут я выглянула в окно из гостиничного номера - какая-то бабулька в белом платочке промелькнула на пустынном тротуаре и скрылась за углом. Затем ещё одна, но шла она так медленно, что мы успели её догнать и расспросить.
Она лишь палочкой указала в сторону вокзала - на электричку нужно сесть. И оказалось, что огромное людское море со всех концов столицы хлынуло к Лавре. Нас словно волной вынесло из вагона и понесло, а день был ясный, солнечный.
В общем - впечатлений хватило на всю жизнь. Как бежали по узким кривым улочкам священники, на ходу переодеваясь, как корреспонденты устанавливали камеры между куполами и люди в штатском стали в первый ряд, сдерживая толпу, и один из них обернулся к нам (мы тоже в первых рядах оказались случайно), подмигнул и попросил: "Вы же туристы?
Сейчас патриарх пойдет по дорожке ковровой, а тут две женщины, юродивые вроде как. Вдруг рвануться вперед - так помогите мне, придержите хоть одну из них за кофточку, один я на всех тут, не разрваться же..." И зазвонил колокол.
Патриарх Пимен шел со свитой по ковровой дорожке к храму, опираясь на посох, а вся одежда сияла на солнце. Ничего подобного не видела я никогда.
И тут стоявшая передо мной бабуля упала на колени и склонилась в земном поклоне, патриарх остановился и повернулся к нам, я оказалась прямо перед ним.
Он улыбнулся и благословил. Это было удивительно. Много лет спустя, уже в начале этого века, были мы как-то с писателями в музее Ставропольской Епархии, и вижу среди экспонатов посох - я сразу же узнала его, это был посох патриарха Пимена, его передали сюда уже после его кончины.
С праздником, друзья!
Автор: Екатерина Полумискова
Следующая запись: Домик)
Лучшие публикации