Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Всё будет хорошо!
Всё будет хорошо!
:) ИСТОРИЯ ОДНОГО ФИЛЬМА

Советский фильм "Белое солнце пустыни" вышел в прокат 30 марта 1970 года лишь благодаря Л.Брежневу. Шеф "Мосфильма" отказался подписывать приёмку истерна, но любящий западное кино (и вестерны) генсек возмутился, почему он еще не видел "новинку". Её показали на закрытом просмотре у Брежнева на даче - тот остался в восторге и распорядился "показать это всему народу СССР".

Многие из участвовавших в съёмках не были профессиональными актёрами - только три из девяти "жен Абдуллы были актрисами". Местные девушки отказались участвовать в съёмках, и "жён" подбирали со всего Союза, а в эпизодах "жён" пришлось дублировать солдатами. Роль Петрухи и вовсе досталась Николаю Годовикову - работавшему слесарем на заводе

Несмотря на историко-революционную тему противостояния красноармейцев и басмачей фильм филигранно избежал моментов национальной и религиозной розни. Больше того, "шариатское жюри" в Казани объявило его лучшим мусульманским фильмом всех времён и народов". Впрочем, увидевшие фильм в "нулевых" афганцы посчитали Сухова "развратником, которого гарем должен был зарезать" и "шурави, но мясником - который пачками стреляет басмачей". Петруху они назвали воином, попавшим в рай, а Верещагина - и вовсе "шахидом, мучеником".

Фильм стал одним из космических талисманов - перед каждым стартом космонавты и астронавты обязательно пересматривают его, диск с ним есть даже на борту МКС. Официально считается, что "фильм используется в качестве пособия для обучения космонавтов съёмкам - как строить план, как работать с камерой". Реальная причина - фильм показали "для предстартового успокоения космонавтов" после гибели экипажа "Союза-11" и... с момента появления красноармейца Сухова на Байконуре ни один космонавт не погиб.

Персонаж умиравшего на съемках актера Луспекаева - Павел Верещагин (который так и не "дал добро" бандитам) стал символом таможенной службы в России и еще 11 странах.

***
55 лет назад - 30 марта 1970 года
на советские экраны вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» —
культовый советский «вестерн», для нескольких поколений зрителей он стал одним из самых любимых фильмов о борьбе с басмачами в Средней Азии.
Работа над лентой шла трудно, лента подвергалась цензуре, но была спасена после просмотра на даче Леонидом Брежневым.
Ограниченная премьера картины для создателей и руководства состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино.
В прокат «Белое солнце пустыни» выпустили достаточно большим тиражом — 1410 копий. Наряду с комедиями Леонида Гайдая и сериалом «Семнадцать мгновений весны», «Белое солнце пустыни» стал чемпионом по числу показов на ТВ.
Реплики героев этой знаменитой картины стали крылатыми, они вошли в пословицы, поговорки, а порой просто стали летучими фразами. Кто не знает знаменитых: «Восток — дело тонкое», «Гюльчатай, открой личико», «Таможня даёт добро», «Вопросы есть? Вопросов нет», «...за державу обидно!»...
Лукавая история про Федю Сухова (которого в фильме сыграл актер Анатолий Кузнецов) и сказочный настрой был придуман Марком Захаровым, упомянутым в титрах в качестве участника создания сценария и автора текстов писем.
Фильм был удостоен Государственной премии РФ 1998 года.
Жанр «истерна» и такие его представители, как «Неуловимые мстители», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Белое солнце пустыни» стали значимым явлением советского кинематографа, вызвав волну подражаний 1960—1970-х годов, как на центральных студиях, так и на киностудиях среднеазиатских республик.

***
10 интересных фактов о фильме «Белое солнце пустыни»

В 1968 году у «Мосфильма» в планах был выпуск сразу двух приключенческих лент, но не находилось подходящего сценария. Узнав об этом, драматург Валентин Ежов пообщался с ветеранами, воевавшими в Средней Азии, и написал сценарий о схватке красноармейцев с басмачами. В ходе доработок возникла идея смягчить фильм «женской линией» — консультанты рассказывали писателю о том, что убегающие восточные бандиты часто бросали свои гаремы на произвол судьбы, и красноармейцам ничего не оставалось, как провожать растерянных женщин к ближайшим кишлакам. Готовый сценарий так и назывался — «Спасите гарем».

На роль красноармейца Сухова пробовались Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Режиссёр Владимир Мотыль остановил выбор на первом — Юматов часто снимался в военных и приключенческих фильмах и был одним из самых популярных актёров героического типажа 50 — 60-х годов XX века. Однако имевший склонность к алкоголю актёр ввязался в драку в самом начале съёмок, и режиссёр вызвал на съёмочную площадку Кузнецова.

На роль Верещагина пробовался Ефим Копелян, но Мотыль утвердил актёра Ленинградского БДТ Павла Луспекаева. Актёр к тому времени тяжело болел и мог ходить только с тростью — режиссёр предложил изменить образ его героя так, чтобы актёр появился в кадре на костылях, но Луспекаев категорически отказался и от костылей, и от трости и заявил, что будет сниматься без дублёров. Мотыль был так впечатлён работой актёра, что расширил роль Верещагина и даже сменил ему имя — сначала таможенника звали Александром, а в честь Луспекаева он стал Павлом.

На роль молодого красноармейца Петрухи пробовались Савелий Крамаров и Юрий Чернов, но сыграл её человек без актёрского образования. Николай Годовиков хоть и имел актёрский опыт, но на момент съёмок работал слесарем. Судьба актёра сложилась достаточно трудно, он отсидел 2,5 года за кражу, работал в петербургском метрострое и иногда снимался в эпизодических ролях.

Незабвенную Екатерину Матвеевну сыграла журналистка и редактор студии «Останкино» Галина Лучай, а из 9 «жен Абдуллы» только 3 были актрисами, остальных сыграли филолог, баскетболистка, продавец, искусствовед, инженер и даже… девушка лёгкого поведения из ленинградской гостиницы. Большинство девушек в кино больше не снималось, а самой известной «женой» стала Зухра — актриса Татьяна Ткач.
У одной из «жён» — Зарины — был очень низкий голос. На самом деле фразу «Мне кажется, господин нас бросил» за Зарину ради шутки говорил режиссёр Владимир Мотыль.

Фильм снимался более драматичным, чем получился в результате монтажа. Из отснятого материала многое вырезали, например, сцену, где Сухов, вспомнив в очередной раз любезную Екатерину Матвеевну, выбрасывает гаремных девушек за борт. Сильно сократили роль жены Верещагина — в первоначальном варианте она сходила с ума. Девушки из гарема не стали по-восточному оплакивать смерть Абдуллы, крича и вырывая себе волосы. Вырезали и эротическую сцену с участием Абдуллы и одной из жен.

При просмотре готового материала на «Мосфильме» кино не приняли. И лежать бы ему на полке, если бы Леонид Брежнев не интересовался киноновинками и не был поклонником жанра вестерн. Именно он распорядился выпустить фильм на экраны.

Фильм стал талисманом для наших космонавтов. После крушения космического корабля «Союз-11» экипаж «Союза-12» посмотрел перед стартом «Белое солнце пустыни», и всё прошло благополучно. С тех пор все космонавты обязательно пересматривают кино перед полётом. У традиции есть и прикладное значение — по этому фильму космонавтов учат азам киносъёмок, которые они ведут в космосе.

А вот работники таможни считают своим героем Павла Верещагина, и даже установили ему памятник во дворе московской Федеральной таможенной службы. Так же памятники герою фильма стоят в Кургане и нескольких украинских городах. Кстати, у Верещагина был реальный прототип — командир Гермабского погранотряда Михаил Дмитриевич Поспелов, служивший на русско-персидской границе.

В 1977 году имена жен Абдуллы получили кратеры на Венере — Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия и Гюльчатай. Отдельно стоит кратер Катя, названный в честь любимой женщины товарища Сухова.
:) ИСТОРИЯ ОДНОГО ФИЛЬМА.Советский фильм "Белое солнце пустыни" вышел в прокат 30 марта ...
Рейтинг записи:
5,5 - 6 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Татьяна Татьяна
Наверх