Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Всё будет хорошо!
Всё будет хорошо!
Поэзия Османской империи в XVI веке является богатым культурным феноменом, отражающим как внутреннее общество, так и внешние взаимодействия империи. В период Средневековья в Стамбуле творило немало поэтов, обычно придворных . Но лишь несколько имен вошли в историю турецкой литературы. Наиболее блистательными из них были Физули (1494- 1555) и Бакы (1527 1600). Последний это талантливый лирик, любимец султана Сулеймана I и его преемников, каждого из которых еще при жизни именовали султан среди поэтов. Певец мистической любви, он был автором большого количества достаточно легких пьес, воспевающих эфебов (красивых юношей, достигших совершеннолетия), и одной из турецких версий знаменитой поэмы Лейла и Меджиу, одного из классических произведений о платонической любви. Это не просто пересказ классической истории любви, а глубокое философское и психологическое исследование темы любви, безумия, веры и мистического единения с Богом. Его творчество сочетает в себе элементы персидской и арабской поэзии, что делает его уникальным представителем восточной литературы. После смерти его имя было покрыто славой: Турция, Ирак, Иран и Азербайджан - в каждой из этих стран до сих пор утверждают, что Физули - певец именно их поэтических традиций. В последующем классические жанры и сюжеты продолжают развиваться, однако без большого количества оригинальных идей. Также стоит выделить таких поэтов, как Ревани (ум. в 1524 г.), Зати (ум. в 1546 г.) и Хайали (ум. в 1556 г.), который соперничал с Бакы и которого некоторые ставят даже выше.
В Средневековье в Османской империи в содержании произведений начало преобладать анакреонтическое направление воспевание радостей жизни. Выдающимся представителем этого жанра был Ильяс Ревани (ум. в 1524 г.; Ревани прозвище от слова реван поток. Ревани был приближенным при Селиме I Грозном и занимал ряд крупных постов. Ревани в своих стихах воспевал любовь, легкий образ жизни, вино и т. п..Эти стихи стали песнями, которые распевались во всех кофейнях и кабачках Стамбула. Этим же сюжетам посвящена и его поэма Ышретнаме (Книга о наслаждениях). В поэме изображены быт и нравы Стамбула и содержатся автобиографические подробности. Как и другие произведения Ревани, поэма Ышретнаме пересыпана поговорками и пословицами; она имеет ценность как историко-этнографический источник. В последующие десятилетия турецкая поэзия продолжала развиваться. Не только султаны и царевичи, но и крупные вельможи содержали многих поэтов. В эти годы жили и творили поэты, оставившие глубокий след в турецкой литературе.
Наиболее значительными из них были Хыяли, Зати и особенно Бакы. Хыяли (ум. в 1557 г.) не имя, а прозвище поэта и означает фантазер; так он был прозван за богатую образность и красочность его поэтической речи. Настоящее его имя не сохранилось. По содержанию стихи Хыяли были мистико-аскетическими, соответствуя суфийскому образу мышления и жизни их автора. Некоторые его стихи посвящены любовной тематике. Друзья поэта еще при жизни собрали его стихи в диван.
Другой крупный поэт, современник Хыяли, Иваза Зати (1471 1546), родом из округа Карасу в западной Анатолии, был сыном сапожника и сам первое время занимался тем же ремеслом. Зати приобрел большую известность как поэт и критик. Поэты, особенно молодые, носили на его суд свои произведения. Зати был автором многих лирических стихов и поэм, среди которых наибольшую известность приобрела поэма Свеча и мотылек.
Самым замечательным поэтом рассматриваемой эпохи был Бакы (1527 1600). Его настоящее имя Молла Махмуд, но он вошел в историю турецкой литературы под своим псевдонимом Абд-уль Бакы (Раб всевечного). Уже ранние произведения обнаружили его большой поэтический дар. Вскоре Бакы сделался любимым поэтом султана Сулеймана, а после смерти последнего его преемников. Бакы оставил после себя несколько сборников стихов лирического содержания. По отзыву специалистов, они мало оригинальны и представляют собой подражание персидской поэзии, но отличаются высокими стилистическими качествами. В последующие десятилетия было много придворных поэтов лириков, но среди них не отмечено ни одного крупного имени. Более того, их произведения свидетельствуют о падении мастерства и оскудении в турецкой поэзии лирического и анакреонтического жанра. Сказалось воздействие на умы поэтов экономического, политического и военного упадка, который начала переживать Османская империя с конца XVI в. Однако именно это обстоятельство привело к нарождению нового поэтического жанра, в общественном отношении более значимого, чем предыдущие, сатирического. В произведениях этого жанра поэты зло бичевали пороки, которым были подвержены господствующие круги.
Таким образом, поэзия XVI века в Османской Империи это прежде всего творчество ярких личностей, оставивших неизгладимый след в истории османской литературы. Их работы, во многом определившие характер османской поэзии этого периода, свидетельствуют о высоком уровне мастерства и глубине осмысления как личного опыта, так и проблем общества и государства.
Поэзия Османской империи в XVI веке является богатым культурным феноменом, отражающим как внутреннее ...
Рейтинг записи:
5,5 - 4 отзыва
Нравится4
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх