Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Всё будет хорошо!
Всё будет хорошо!
"Он спас Россию во время войны, строил заводы, но умер в долгах и похоронен своими рабочими". История великого Николая Путилова

Знаете, почему гроб с телом Николая Ивановича Путилова рабочие много километров несли на руках? Потому что этот человек был грандиозной и катастрофически недооцененной фигурой XIX века.

Друзья, статья получилась большая, но про такого человека сложно мало написать. Очень хочется услышать ваше мнение в комментариях)

Автор очередного «русского чуда»

В 1854 в рамках Крымской войны началась морская блокада Петербурга. Противостоять англичанам-французам, «маячившим» у Кронштадта было нечем! Российский флот с петровских времен почти не изменился и сильно уступал противнику. Решить проблему и организовать оборону на подступах к столице император поручил Великому князю Константину.

Тот, отчаявшись, совершает неожиданный шаг – обращается за помощью к малоизвестному, но хорошо подкованному в инженерных и корабельных делах чиновнику Николаю Путилову. Пригласив его к себе, князь сказал:

Ситуация сложная, скорее, невозможная. Сможешь ли ты построить в сжатые сроки флотилию из винтовых канонерок? Кронштадт нужно оборонять. Проблема в том, что денег у нас нет. Но я дам тебе 200 тыс. рублей собственных денег.
Коллежский асессор Путилов, младший чиновник особых поручений Морского ведомства взялся за их производство при полном отсутствии производственных мощностей и кадров. А причем тут Путилов?

Кто вы, господин Путилов?

Он был из мелкопоместных дворян... За отличную учебу в Александровском кадетском корпусе (с ранних лет юноша показывал большие способности к математике) Николая принимают в Морской корпус. Там под опекой Крузенштерна и известного математика Михаила Остроградского мальчик раскрывает целый веер своих талантов.

"Находит ошибку в работах великого математика Огюстена Коши (на его вычисления опиралась, по сути, вся артиллерийская наука того времени), пишет несколько научных работ в соавторстве с Остроградским и по просьбе своего учителя остается преподавать".
Через несколько лет томившийся в душных кабинетах энергичный молодой человек буквально сбегает в Крым, ссылаясь на проблемы со здоровьем. На самом же деле Путилов очень хотел изучить закупленные на Западе новейшие пароходы, недавно поступившие в Крым, и по возможности заниматься их обслуживанием.

Через 5 лет его успехи на новой работе замечают в Петербурге. И в этот момент к нему обращается Константин.

Тяжелая, но выполнимая задача

Согласившись на эту авантюру, Путилов своей уверенностью немало удивил великого князя на фоне отказавшихся иностранцев, к которым тот обратился в первую очередь. Европейцы говорили, мол, задача невыполнима, а посему браться за нее нет смысла.

Путилов доказал обратное. Нескольких зимних месяцев между навигациями ему хватило, чтобы найти частных подрядчиков, способных обеспечить в срок выполнение заказов. Оставалось найти 2 тыс. хороших специалистов, которых, как оказалось, под рукой не было.
Пришлось импровизировать. Путилов направляется под Ржев, где вот уже несколько месяцев маялись без работы местные ткачи – импортного хлопка не было, производство простаивало. Этих работяг Путилов "взял под свое крыло" и направил на переобучение. Николай Иванович вспоминал:

"Мы распределили бывших прядильщиков по мастерским и заводам, дали на каждый артельный десяток по старому мастеровому. И ткачи заработали: токарями, слесарями, котельщиками. Коли есть сметливость – незнание не беда! С этим убеждением тысячи людей вели неутомимую деятельность. По всей столице, где были хоть какие-нибудь станки, закипела работа".
Когда в мае следующего года корабли англичан и французов вернулись в залив, перед собой они увидели флотилию из 32 канонерок. Естественно, всерьез ее не восприняли. Но уже в первом бою у Толбухина маяка враги быстро пришли в чувство – британский фрегат получил хорошую оплеуху от канонерки "Шалун". Вынужденно отступил с развороченным корпусом.

Путилов на этом не останавливался. С каждым днем канонерок становилось все больше и больше. Союзнический флот убрался восвояси, когда узнал, что русские могут выставить 81 канонерку. Французский адмирал с грустью констатировал:

Полностью изменили ситуацию паровые канонерки, которые русские умудрились построить в нереальный срок!
После войны союз промышленников подарил Путилову венок из 81 серебряного листа – по числу судов. В сопроводительном письме говорилось:

В ходе этого дела в душу каждого из нас глубоко врезалось уважение к Вашему уму и Вашей деятельности
А государство отметило Николая Ивановича орденом Святого Станислава. Не меньшее уважение в Петербурге вызвало и то, что Путилов не допустил перерасходования средств и вернул своему "заказчику" – 20 тыс. рублей.

"Дайте мне завод"

Триумф колоссальный. Перед Путиловым были открыты все двери. Ему прочили блестящую карьеру в министерстве. Путилов, однако, с госслужбы неожиданно увольняется и бросается в предпринимательство... Но не ради обогащения, а ради блага Родины.

Реформы Александра II вселяли большие надежды. Путилов почувствовал – пришло время побороть злополучную зависимость России от Европы, и принялся за дело.

Он исправляет ситуацию с железными дорогами – импортная сталь на русских морозах лопалась, наша была не лучше. Путилов приходит к министру путей сообщения и говорит:

"Дайте мне завод, и Россия будет завалена лучшими рельсами". Что в итоге? Он изобрел комбинированный рельс с наваренной сверху стальной полосой – более прочный и устойчивый к морозу.

Управление по-русски

Строительство и производство на новом Путиловском заводе началось одновременно. Работали буквально на голой земле, жили в лачугах. Но по ходу развития производства росла и «социалка» - зарплаты, дома для рабочих, заводская церковь, своя больница.

Старых квалифицированных рабочих Николай Иванович знал по имени-отчеству. В праздники устраивал богатый стол для всех рабочих с семьями. С пьянством боролся нещадно. Попавшихся – гнал в шею. Бегал как угорелый по заводу, вникал в каждую деталь, в общем, как говорится, осуществлял ручное управление.
Путиловский завод выпускал полный спектр железнодорожной продукции – от вагонов до мостовых конструкций.

Печальный конец

Венцом предпринимательской карьеры Путилова стал грандиозный проект – Морской канал, соединяющий завод с Кронштадтом. Коммерсантам-перевозчикам, имевшим с плохой логистики неплохой доход, это не понравилось… Началась травля, подкупы чиновников, формирование общественного мнения. Обличительные стихи о Путилове написал сам Н.А.Некрасов – увы, российская интеллигенция всегда легко поддавалась манипуляциям…

Стройка уже шла, а обещанных денег из казны не поступало. Путилов влез в долги, обанкротился, завод передали в казенное управление. Сердце предпринимателя не выдержало. В завещании он просил похоронить себя на дамбе Морского канала. В ответ на прошение об этом Александр II сказал:

Да где ему угодно… Я бы и на Петропавловский собор согласился… Человек великий
«Прогрессивное общество» отнеслось к смерти оболганного Путилова равнодушно. Но рабочие завода после отпевания 14 километров несли гроб к месту захоронения. Завод пронес неофициальное название «Путиловского» через почти два века…

Удивительные мы люди, русские, вам не кажется?

Источник: Яндекс Дзен, канал: История государства российского
"Он спас Россию во время войны, строил заводы, но умер в долгах и похоронен своими ...
Рейтинг записи:
6,5 - 131 отзыв
Нравится114
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Галина Галина
Всякое случалось в Истории России, и плохое, и хорошее.
Инна Инна
На таких великих людях и держится наша Россия Матушка. Неиссякаема Земля Русская! С Богом!
Марина Марина
👍
Леонид Леонид
Красный Путиловец
Евгений Евгений
Комментарий скрыт
Елена Елена
Как говорил Сталин, кадры решают все. В первую очередь нужен умный, порядочный, энергичный, любящий свой народ человек.
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Татьяна Татьяна
Жажда наживы кучки коммерсантов сделала своё гнилое дело
Галина Галина
На таких людях и держится Земля Русская, стояла и стоять будет! Жаль, что только после смерти человека признаются его заслуги перед Отечеством, коему служил верой и правдой, а умер в нищете и забвении...
Наталья Наталья
Спасибо за рассказ о Путилове .
Рита Рита
Нет гениев в своём отечестве... Это про Россию
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Павел Павел
Пока по планам метростроя одну из новых станций метро назовут "Путиловская". Вполне заслуженно.
Elena Elena
Комментарий скрыт
Elena Elena
Комментарий скрыт
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Наверх