«ПОД НЕБОМ ГОЛУБЫМ»: ИСТОРИЯ ОДНОЙ МИСТИФИКАЦИИ
Песня «Под небом голубым» стала знаменитой после фильма «Асса».
И ее автор вовсе не Борис Гребенщиков - БГ впервые исполнил её в 1984 году на концерте в Харьковском университете, особо подчеркнув, что песня не его, а авторов он не знает.
Постепенно с музыкой определились: это старинная канцона некоего Франческо да Милано, дошедшая из эпохи Возрождения. Чуть позже вычислили и автора стихов - им оказался Анри Волохонский. На этом как бы и успокоились, не подозревая о… мистификации...
...Итак, начало 70-х. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков», теперь уже легендарную, которая произвела настоящий фурор. Ее заслушивали «до дыр» и взрослые, и дети, и профессиональные музыканты, и обычные люди.
Пьесы с этой пластинки стали музыкальным фоном множества радио- и телепередач и даже фильмов. И первым номером на ней была «Канцона», ставшая прообразом «Города золотого». Ее автором был указан Франческо да Милано (1497–1543).
Что о нем известно?
Самый известный из всех лютневых композиторов родился в 1497 году в Италии. Звали его тогда Франческо Канова. Придет время, и он станет придворным лютнистом у Медичи, а позднее Ватикан на протяжении четырех пап будет бережно подшивать в архив каждую написанную им страницу, и тогда его имя будут произносить несколько иначе: кто «Божественный Франческо», разделяя этот неофициальный титул между композитором и «божественным» Микеланджело, а кто «Франческо да Милано». Кстати, даже насчет «да Милано» (т. е. «из Милана») — дело сомнительно. Похоже, родился Франческо все-таки не в Милане, а в маленькой деревушке Меланезе. Разница — примерно как между городом Орел и местечком Орловка. Но, разумеется, «да Милано» звучало внушительнее.
Он создал множество канцон, фантазий и ричеркаров.
Но почему-то «Канцоны» с пластинки...не нашлось в подробном папском каталоге произведений «божественного» Франческо, а специалисты считают музыку на пластинке не лютневой, а гитарной, а саму пластинку вообще профанацией! Даже не подделкой, говорят они, ведь автор явно не ставил такой задачи.
А какую же тогда? И кто он?
На лицевой стороне обложки указана фамилия «Вавилов». Он исполнитель всех произведений на лютне, хотя в записи участвовали флейта, орган, валторна, даже меццо-сопрано. Увлекательное расследование установило, что сам же Вавилов и сочинил все композиции! Кроме одной.
«Зеленые рукава» — это настоящая старинная английская песня.
Владимир Вавилов был хорошо известен в 60-е годы как замечательный гитарист-семиструнник, виртуоз и последний романтик русской гитары. Вдохновившись эпохой Возрождения и ее музыкой, он решил освоить старинную лютню, точнее, лютневую гитару собственного изготовления и где-то в 1968 году сочинил чудесные композиции в духе эпохи.
Сначала Вавилов начал играть их на своих концертах, предваряя исполнение звучными ренессансными именами. Публика, в том числе искушенная, была в восторге. И тогда он осмелился издать пластинку! Названия композиций («Канцона», «Ричеркар» и так далее) и уважаемые авторы (Ф. да Милано, Н. Нигрино, В. Галилеи и другие) были для правдоподобия приписаны к сочиненным композициям произвольно, по собственным ассоциациям.
Но зачем же он это сделал?
Видимо, только так он надеялся донести свои произведения до широкой аудитории и этим привлечь интерес к старинной музыке, да и к самой эпохе Возрождения. Это подтвердила дочь Владимира Вавилова Тамара: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией Вавилов никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии».
И надо заметить, что смелая мечта осуществилась. За сорок пять лет, что прошло с тех пор, пластинка много раз переиздавалась и мгновенно расходилась, передаваясь по цепочке друзей, и до сих пор продолжает переиздаваться, теперь на CD.
Ренессанс вдруг оказался очень близким, а его мелодии запоминались навсегда! Композиции под именами псевдоавторов вошли в хрестоматии, учебные пособия, самоучители. Скольких авторов они напрямую или косвенно вдохновили на новые произведения! А Франческо да Милано и Никколо Нигрино с сотоварищами неожиданно вновь стали знаменитыми, но уже в России.
Следующая запись: РЕЛАКС МУЗЫКА https://dzen.ru/video/watch/64d9008cd79ed9446588e284?t=8
Лучшие публикации