29 апреля 1981 года состоялся первый полет самолета-носителя ВМ-Т \"Атлант\" ОКБ имени М.В.Мясищева.
ВМ-Т «Атлант» – единственный в своем роде.
В связи с постройкой многоразового космического корабля Буран и ракетоносителя Энергия, срочно потребовался самолет, способный перевозить их части к месту сборки. Поступило предложение от Владимира Мясищева – использовать в качестве транспортного средства стратегический бомбардировщик 3М. Идея была принята, Новый самолет получил обозначение 3М-Т (транспортный). Но в процессе испытаний военные попросили убрать обозначение, свидетельствующее о бомбардировочном прошлом самолета. В итоге, добавив в надпись одну вертикальную линию, получился самолет ВМ-Т. Спустя несколько лет, когда самолет стали показывать на различных авиационных шоу, некоторые печатные издания расшифровали эти три загадочные буквы, как “Владимир Мясищев - Транспортный”. Позднее самолет получил собственное имя “Атлант”. За все время было построено лишь 3 экземпляра, один из которых изначально создавался не для полетов, а для проведения статических испытаний.
Корпус "Атланта" был сделан из алюминиевых сплавов. Также в отличие от базовой модели, ВМ-Т получил двухкилевое оперение. В том числе, на корпус самолета был установлен дополнительный контейнер, для перевозки грузов, из-за которого он получил прозвище "летающая бочка".
На ВМ-Т "Атлант" были установлены 4 турбореактивных двигателя ТРД ВД-7, которые прилегали к корпусу самолета, и каждый двигатель имел тягу в 11000 кг/кв.см. Также они разгоняли ВМ-Т до 925 км/ч и способны были поднять самолет при максимальной взлетной массе в 210 т.
В марте 1981 года начались пробежки. Во время первой из них, экипаж Анатолия Петровича Кучеренко пропустил точку торможения. Полосы не хватало для остановки. Поэтому в конце ВПП экипаж на скорости 60 км/ч совершил разворот самолета на 180 градусов. К всеобщему удивлению груз остался на месте, а самолет не получил повреждений. 29 апреля 1981 года тот же экипаж впервые поднял эту машину в воздух.
Космические корабли «Буран» перевозились самолётом ВМ-Т на космодром Байконур (аэродром Юбилейный) с подмосковного аэродрома Раменское, а блоки ракеты-носителя «Энергия» — с куйбышевского аэродрома Безымянка. Грузы загружались на самолёт c помощью специального подъемно-козлового устройства.
На обоих «Атлантах» в 1980-х совершено более 150 полётов по доставке на Байконур всех крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран».
Однако после свертывания данной программы и появление «Русланов» и Ан-224 «Мрия» самолет оказался не нужен. На ЭМЗ им. Мясищева старались найти этим уникальным воздушным судам применение. В 1990-е годы рассматривались разнообразные проекты, одним из которых было использование самолета для испытаний в воздухе ракетного двигателя на криогенном топливе Д-57, заинтересованность в котором проявляла Индия. Также велись переговоры по разработке на базе ВМ-Т «Атлант» очень больших транспортных систем, предназначенных для перевозки по воздуху разнообразных негабаритных грузов. Также рассматривался вариант с созданием на его базе стартовой площадки для запуска перспективных ВКС, но все эти проекты так и остались на бумаге.
В настоящее время один из экземпляров ВМ-Т находится на аэродроме 360-го Авиационного ремонтного завода в пос. Дягилево г. Рязани. Самолёт законсервирован на неопределённый срок. Ещё один самолёт находится в г. Жуковский на территории ЭМЗ им. В.М. Мясищева.
Перевозимые габариты грузов:
ОГТ — планер ОК «Буран» (без киля);
1ГТ — водородный бак РН «Энергия», с носовым и хвостовым обтекателями;
2ГТ — кислородный бак, приборный и двигательный отсеки, головная часть РН «Энергия»;
3ГТ — головной и хвостовой обтекатели груза 1ГТ, носовой обтекатель груза 2ГТ; а также для перевозок модуля кабины экипажа.
В 2013 году ВМ-Т был представлен на статической экспозиции Московского международного авиакосмического салона МАКС-2013.
Таким образом, самолет использовался в пяти вариантах: четыре с грузом и один пустой. Кстати, представленный на МАКСе ВМ-Т имеет конфигурацию 3ГТ. То есть бочка, закрепленная на нем - это носовой и хвостовой обтекатель водородного бака ракеты "Энергия", соединенные вместе.
Сегодня в строю остается лишь один образец данной машины, он находится в Летно-Исследовательском институте им. Громова, именно этот самолет и демонстрировался на прошедшем авиасалоне. Именно этот самолет в свое время доставлял на космодром Байконур из Жуковского «Бураны». «В настоящее время самолет, который находился в очень плохом состоянии, очищен, подкрашен», – отметил представитель авиационно-спортивного клуба, взявшего шефство над уникальной машиной. По его словам, внутри самолета сохранилась компактная кабина. Но посетителей туда пока не пускают. «Во-первых, внутри очень тесно, а во-вторых, там до сих пор смонтированы пиропатроны, что небезопасно для людей».
Однако со временем внутрь самолета смогут попасть все желающие. В то же время первоочередной задачей является восстановление самолета до состояния музейного экспоната и устранение всех обнаруженных в его плоскостях повреждений. В настоящее время ВМ-Т «Атлант» представлен на статической экспозиции и уже сейчас вызывает большой интерес как у обывателей, так и у специалистов.
Характеристика:Длина – 58,7 м;Высота – 14 м;Размах крыла – 53,14 м;Площадь крыла – 320 кв.м
Грузовой контеенер:длина – 58,70 м;высота – 14,0 м
Масса:пустого – 74,5 тонн;взлетная – 210 тонн;максимальная масса груза – 40 000 кг;Двигатели – 4 ТРД ВД-7;Скорость – 925 км/ч;Дальность полета – 13600 км;Практический потолок – 12000 м
Пассажировместимость – 88 человек;Экипаж – 8 человек;Произведено – 3 шт.
Следующая запись: Пленные немцы поднимаются от Самотеки по Садовой Сухаревской. Москва.17 июля 1944 года.
Лучшие публикации