
«Воздух пасмурный влажен и гулок…» — поэтический миф о городе и душе
Осип Мандельштам (1891–1938)
Это стихотворение относится к раннему, «акмеистическому» периоду творчества Мандельштама, когда он стремился к ясности формы, точности слова и почти архитектурной сдержанности образов. Оно было впервые опубликовано в сборнике «Камень» (1913), ставшем вехой в русской поэзии начала XX века.
С первых строк читатель погружается в атмосферу туманного, влажного города — скорее Петербурга, чем Москвы, хотя сам город не назван. Это пространство тревоги, замкнутости и гулкой пустоты, где всё звучит глухо, как будто запечатано в камень или стекло.
Главный конфликт — человека и мира, внутреннего и внешнего.
Камень — символ вечности и неподвижности.
Человеческое сердце — хрупкое, живое, наполненное тревожным ощущением судьбы.
Так рождается тоска по гармонии, по «стройному миру», которого нет.
Мандельштам в это время верит, что поэзия — это не поток эмоций, а выстроенный, точный храм слова, где каждое выражение несёт вес и смысл.
Это стихотворение — не просто пейзаж или настроение.
Это взгляд изнутри на холодный и звучащий город, через который поэт стремится понять себя, время и место человека в вечности.
Осип Мандельштам (1891–1938)
Это стихотворение относится к раннему, «акмеистическому» периоду творчества Мандельштама, когда он стремился к ясности формы, точности слова и почти архитектурной сдержанности образов. Оно было впервые опубликовано в сборнике «Камень» (1913), ставшем вехой в русской поэзии начала XX века.
С первых строк читатель погружается в атмосферу туманного, влажного города — скорее Петербурга, чем Москвы, хотя сам город не назван. Это пространство тревоги, замкнутости и гулкой пустоты, где всё звучит глухо, как будто запечатано в камень или стекло.
Главный конфликт — человека и мира, внутреннего и внешнего.
Камень — символ вечности и неподвижности.
Человеческое сердце — хрупкое, живое, наполненное тревожным ощущением судьбы.
Так рождается тоска по гармонии, по «стройному миру», которого нет.
Мандельштам в это время верит, что поэзия — это не поток эмоций, а выстроенный, точный храм слова, где каждое выражение несёт вес и смысл.
Это стихотворение — не просто пейзаж или настроение.
Это взгляд изнутри на холодный и звучащий город, через который поэт стремится понять себя, время и место человека в вечности.

Следующая запись: Стихотворение «Гамлет», написанное Борисом Пастернаком в 1946 году, отражает его глубокий интерес к ...
Лучшие публикации