Витебский (Царскосельский) вокзал.
Витебский (бывший Царскосельский), в отличие от остальных петербургских вокзалов, которые интересны в качестве памятников эпохи и достижений инженерной мысли, весьма интересен с архитектурной точки зрения.
Вряд ли найдется человек, который откажется отправиться в путь из-под чугунного навеса дебаркадера, находящегося на уровне второго этажа вокзала, главного в истории железнодорожного транспорта России. Тем более что сделать это просто — достаточно приобрести билет на электричку до Пушкина или Павловска.
Из истории железных дорог в России.
Первая железная дорога в России была проложена в 1836–1837 годах между Петербургом и Царским Селом. Первое же деревянное здание вокзала, обслуживающего эту железнодорожную линию, построили на части плаца Семеновского полка (на месте станции метро «Пушкинская»).
Вокзал в те далекие времена выглядел довольно скромно: деревянная платформа и помещение для пассажиров, к которому примыкали несколько построек, предназначенных для ремонта паровозов и вагонов-экипажей. Тем не менее Витебский вокзал быстро стал одной из новых петербуржских достопримечательностей. Толпы людей приходили на вокзал каждый день, чтобы посмотреть на прибытие паровоза и испуганно зажать уши, услышав его громкий гудок. Впрочем, через некоторое время паровозные свистки заменили небольшими органчиками, исполнявшими известные мелодии.
Из истории строительства Витебского вокзала.
Одноэтажное деревянное здание простояло недолго — уже в 1851 году был открыт новый каменный вокзал, сооруженный по проекту архитектора К.А. Тона. Он воплотил в себе новейшие достижения архитектурной и инженерной мысли того времени. К поездам вела мощная аркада бокового фасада. Когда железнодорожные пути проложили до Витебска, вокзал стал называться соответственно — Витебским (в народе его величали Виктором Васильевичем). Правда, уже в XIX веке витебская железнодорожная магистраль продвинулась еще дальше — сначала до города Жлобина, а затем — до Одессы.
Из-за постоянно растущего количества пассажиров здание становилось тесным, его все время приходилось расширять. В 1874–1876 годах по проекту архитектора М.Л. Бернацкого вокзал был перестроен, а в начале XX столетия его снесли. Нынешнее здание Витебского вокзала возвели в 1902- 1904 годах на старом месте по проекту архитектора Станислава Антоновича Бржозовского (При участии С.И. Минаша — ему принадлежит идея внутренней отделки помещении).
Похожее на паровоз здание Витебского вокзала поражало современников своей удивительной архитектурой, обилием металла, сложными техническими приспособлениями, а кроме того — диковинными для того времени лифтами для багажа и пассажиров, а также транспортерами. В то же время здание было одной из первых общественных построек в Петербурге, возведенной в новом по тем временам стиле модерн.
Главенство этого стиля прослеживается и в несколько сдвинутом в сторону главном входе с большим куполом, и в часовой башне — с декоративными барельефами и огромными полуциркульными окнами. Для модерна характерен также большой витраж над входом и мотивы декора, примененные как на фасаде, так и в интерьерах. Здание вокзала удивляло изобилием лепнины, зеркал, блеском начищенных латунных ручек, а также благородной фактурой дубовых скамей и панелей.
Над входом в здание были размещены гербы Санкт-Петербурга и Витебска — конечных пунктов железнодорожных путей.
Стены вестибюля Витебского вокзала были украшены орнаментами и лепниной в виде женских масок и изображением древнеримского бога Меркурия, считавшегося покровителем торговли и путешествий. Чуть позже там были вывешены панно, изображающие Петропавловскую крепость и порт в Одессе (Написаны известными художниками В.И. Быстрениным и С.И. Дудиным). В XX столетии к ним прибавилось еще несколько панно, иллюстрирующих историю Царскосельской железной дороги (Художники Н.С. Самокиш и Е.П. Самокиш-Судковская).
Вокзал на втором этаже?
Развязку железной дороги и набережных Обводного канала пришлось сооружать на разных уровнях. Для этого насыпь, на которую укладывался путь, подняли почти на 5 метров. Вот почему поезда и стали подходить к Витебскому вокзалу на уровне 2-го этажа.
В целях безопасности движения императорского поезда был устроен третий путь, который так и назывался: Императорский. Со стороны засыпанного Введенского канала был построен Императорский павильон, от которого и отходил поезд с августейшими особами. Павильон сохранился и сейчас, а на месте бывшего Императорского пути находятся платформы пригородного сообщения.
Макет поезда с паровозом «Проворный» на Витебском вокзале.
В 1987 году, в честь 150-летия со дня создания первой российской железной дороги, на одной из платформ Витебского вокзала установили макет поезда с паровозом «Проворный», совершившим первый в России рейс из Петербурга в Царское Село. Макет поезда укрыт в специальном павильоне.
К 300-му юбилею Санк-Петербурга первая в истории Витебского вокзала реставрация здания Ему возвратили первоначальный цвет, восстановили большой купол, вставили новые витражные окна, отреставрировали металлический декор и декоративное мощение. Кроме того реконструировали залы первого этажа и дебаркадер, воссоздали заново «Императорское кафе». Первозданный вид приобрели парадные лестницы со стороны Винокурцевского проезда. В Картинном зале проводятся музыкальные вечера (вход свободный).
Сегодня Витебский вокзал вполне соответствует статусу исторического памятника.
В 2007 году на Витебском вокзале, в честь 170-летия железных дорог, открылся памятник строителю первой железной дороги — Францу Антону фон Герстнеру.
Витебский вокзал стал съемочной площадкой многих советских и российских кинофильмов. Говорят, что в общей сложности на вокзале работало около 150 съемочных групп. В частности, в его интерьерах и на его платформах снимались такие фильмы, как «Вокзал для двоих», «Статский советник», «Идиот», «Гибель империи» и др.
Адрес: Загородный проспект, дом 52 (М. Пушкинская).
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Путешествия /
Питер: Инструкция по применению
/
Витебский (Царскосельский) вокзал. Витебский (бывший Царскосельский), в отличие от остальных ...
Питер: Инструкция по применению
Рейтинг записи:
5,5
- 33 отзыва
Многим читателям это понравилось
Посмотреть ещё 9 фотографий
Ирреальные просторы.
Неведомые иллюзорные миры в работах Сарела Терона.
Сарел Терон (Sarel Theron) — удивительный южноафриканский иллюстратор, специалист по Matte Painting (так называют крупномасшта...
Неведомые иллюзорные миры в работах Сарела Терона.
Сарел Терон (Sarel Theron) — удивительный южноафриканский иллюстратор, специалист по Matte Painting (так называют крупномасшта...
Сайт знакомств в Охотске для серьезных отношений и брака бесплатно
Сайт знакомств онлайн в Охотске для взрослых бесплатно
Сайт знакомств в Охотске
Сайт знакомств в Охотске с девушками с номерами телефонов бесплатно
Сайт знакомств в Охотске с женщинами кому за 35
Сайт знакомств в Охотске с мужчинами
Сайт знакомств для секса в Охотске бесплатно
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 056 469 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: В Ораниенбаумском парке
Лучшие публикации