Здесь выдают
ставки
ставки

5 небольших садов и скверов в центре города
1. Сад Фонтанного Дома
В этом скверике всегда немноголюдно. Тут нет случайных прохожих и шумных компаний – по аллейкам чинно прогуливаются посетители музея Анны Ахматовой да жители окрестных домов.
Как добраться от метро: от станции Маяковская по Невскому проспекту до пересечения с Литейным, затем направо до перекрестка с ул. Жуковского. Вход под арку около вывески «Музей Анны Ахматовой»
Сад Фонтанного дома (он же Шереметевский садик) не заметен с улицы – чтобы туда попасть, вы должны свернуть с Литейного проспекта и пройти через арку сквозь мрачный пятиэтажный дом. Так было не всегда – еще сто лет назад садик отделяла от Литейного всего лишь металлическая решетка. Но в 1914 году граф С. Шереметев в погоне за прибылью возвел здесь торговые корпуса, которые в тридцатых были превращены в массивный дом – ныне Управление по налогам и сборам.
Так или иначе, сейчас Шереметевский садик со всех четырех сторон окружен высокими зданиями. Может быть, именно поэтому в нем всегда немноголюдно. Здесь нет случайных прохожих и шумных компаний – по аллейкам чинно прогуливаются посетители музея Анны Ахматовой да жители окрестных домов (поэтому садик немного напоминает английские private gardens – закрытые скверики, ключи от которых есть только у жильцов соседних домов). Украшают садик памятник Анне Ахматовой, открытый в 2006 году, да флигели Шереметевского дворца (в одном из которых и жила поэтесса).
Впрочем, иногда сад Фонтанного дома превращается в выставочное пространство, театральную сцену или площадку для творческих экспериментов. Например, во время Ночи Музеев 2010 все пространство сада было посвящено Иосифу Бродскому – на натянутых между деревьями полотнищах показывали фотографии поэта, на стены домов с помощью проектора транслировали стихи, в одном из уголков сада был инсценирован знаменитый процесс над Бродским… Летом того же года в саду Фонтанного дома прошел день Достоевского – на лужайках скверика снимали импровизированные экранизации книг Ф. М. в которых могли поучаствовать все желающие. А осенью скверик стал одной из площадок для «Бумфеста» - международного фестиваля рисованных историй.
— Литейный пр, д. 53
2. Итальянский сад
Сегодня немногие знают о существование этого небольшого уютного садика на задворках Литейного проспекта, но некогда он был велик и славен, простираясь от берегов Фонтанки до Лиговского проспекта.
История Итальянского сада началась в 1712 году, когда Петр I подарил участок на углу Невского проспекта и реки Фонтанки своей жене Екатерине. Другие исследователи утверждают, что дар предназначался для дочери Петр, Анны Петровны. На этой территории был построен дворец в «итальянском штиле» и разбит сад. По-видимому, название дворца и сада пошли от имени дворца.
Итальянский сад был очень велик. Его территория занимала 11 гектар. Современники называли его Четвертым Летним садом. Подробное описание Итальянского сада можно найти в документах польского посольства посетившего Петербург в 1720-ом году:
«После обеда мы отправились в итальянский сад, где видели разные украшения, фонтаны и клумбы, между которыми стояли большие фарфоровые сосуды. Здесь в разных местах давали много вина, а именно шампанское, бургундское, pontak i ochlanskie sekty. Также наставили столов, где только было удобно. Этот сад от своей закладки насчитывает всего 5 лет, но каждый может признать, что такого, как тут, не увидит и через 20 лет у самого большого господина. В этом саду были выложенные камнем пруды, в которых плавали индийские гуси, морские утки и много [иных] птиц. Построена там и голубятня, в которой помещается 16 видов голубей; есть при них и смотритель. Имеется так же несколько белых аистов (ведь аистов в здешних краях не увидишь), несколько журавлей, кабан и большой еж с колючками длиною в четверть».
После прокладки в 1711 году Литейного проспекта Итальянский сад оказался разделен надвое. Первая, примыкающая ко дворцу часть была парадной, а вторая – хозяйственной. Итальянский дворец был расширен и перестроен. К деревянному особняку были пристроены каменные флигели. До 1727 года Итальянский сад поддерживался в образцовом порядке, но после смерти вдовы Петра I, Екатерины Алексеевны, садовые посадки и дворец пришли в запустение. Известно, что при Анне Иоанновне при дворце действовал театр, где давал представление «комедиант персидскаго манера» Иван Лазарев с учениками.
В 1730-ее годы территория Итальянского сада от нынешней улицы Некрасова до улицы Жуковского вошла в состав слободы Преображенского полка. На оставшейся территории действовали огороды и оранжереи выращивающие овощи и фрукты для царского стола. При Екатерине II он стал самым настоящем центром придворного садоводства. В 1765 году в нем построили деревянную теплицу с двумя каморками, в 1784 году – виноградную оранжерею, в 1785 году – каменный вишневый сад. Любопытно, что на территории Итальянского сада первоначально планировали построить Таврический дворец. Он должен был занять четную сторону Невского от Литейного проспекта до Лиговского канала.
В 1794 году Итальянский сад выглядел следующим образом: «Императорский Итальянский сад. На Фонтанку выстроен в оном еще 1712 года каменный, ни с чем не соединенный, в два этажа дом, в котором теперь амбар для стекла и зеркал. Сад позади дома квадратный около 70 сажень. Он в Голландском вкусе с прямыми дорогами между высоких деревьев и весьма обширную оранжереею. Ограда оного простирается до Литейной улицы, откуда всякому войти можно. Второй, вчетверо обширнейший, Итальянский сад находится напротив первого по другой стороне Литейной улицы. В нем растет зелень для придворной кухни во многих оранжереях и парниках».
В 1796 году в пустой Итальянский дворец из Гатчины был переведен Сиротский дом. В 1799 году его передали Училищу ордена Святой Екатерины, приюту для девочек. Но дворец простоял недолго. В 1804 году на его месте началось строительство нового здания по проекту Дж. Кваренги.
Фактически с этого момента история большого Итальянского сада подходит к концу. Его территория распадается на отдельные участки, которые застраиваются. К началу XX века от него остался лишь малый клочок земли между Екатерининским институтом и Литейным пассажем. В советское время сад носил название «Сад Володарского». В нем действовал каток, на месте которого сегодня построен особняк для «новых русских».
— Литейный проспект, Итальянский сад
3. Сад Аничкова дворца
В XVIII веке сад Аничкова дворца простирался до самой Садовой улицы. Это был регулярный парк с подстриженными деревьями, аллеями, фонтанами, оранжереями и зверинцем.
В царствование Павла I размеры сада существенно уменьшились. В 1796-1801 гг на его западной окраине появилось здание Публичной библиотеки, а также частные дома относившиеся к ведомству Театральной дирекции.
Свой окончательный Аничков облик сад принял в 1818 году, после того, как Александр I подарил Аничков дворец своему брату Николаю (будущему императору Николаю I). Новый владелец принялся перестраивать свое владение, для чего был приглашен незаменимый Карл Росси. Совместно с А. А. Менеласом и И. А. Ивановым зодчий перепланировал и Аничков сад. Его территория была очищена от мусора и временных построек, украшена Садовым корпусом и двумя сервизными павильонами, а также ограждена от Невского проспекта и будущей площади Островского чугунной решеткой.
В XIX веке сад Аничкова дворца был излюбленным местом прогулок и развлечений великокняжеских детей. С 1875 года доступ туда был открыт и для прогулок нетитулованных детей с родителями или с няньками. Постепенно Аничков сад прочно закрепился за детьми. В августе 1917 года Городская Дума приняла его в ведение города с условием, что сад будет предоставлен «только для посещения детей».
Правда, в 20-30-ее году подрастающему поколению пришлось немного потесниться. С 1923 года в Аничковом саду стали проходить концерты Ленинградской филармонии, не имевшей тогда своего постоянного помещения. Постепенно к выступающим в саду звездам классической музыки добавились и звезды эстрады - Исаак Дунаевский, Клавдия Шульженко и др. Там шли концерты молодого Аркадия Райкина и Леонида Утесова. За Аничковым садом закрепилось новое название – «Сад отдыха». Днем там шли детские концерты и спектакли, по вечерам – представления для взрослых.
В качестве концертной площадки Аничков сад использовался до 1967 года, когда он окончательно стал частью Дворца пионеров, расположенного в Аничковом дворце.
В позднесоветское время Аничков сад был местом проведения ежегодных новогодних базаров, где продавали главным образом елочные игрушки. Сегодня новогодняя ярмарка переселилась на площадь Островского, а Аничков сад стал тихим уголком на самой оживленной улице города.
— Невский проспект, д. 39
4. Двор на Литейном, 46
Двор закрытый, поэтому, чтобы попасть туда, нужно пойти на некоторые «ухищрения». В будний день можно позвонить в домофон по номеру музыкальной школы, которая находится в этом же дворе, и сказать, что идешь туда. Правда, в выходные этот трюк не работает - вахтеры, видимо, собаку съели на таких дворовых экскурсантах и упорно никого не пускают. В этом случае можно просто дождаться, пока кто-нибудь войдет/выйдет или проедет через ворота на машине. Как правило, дольше 10 минут ждать не приходится.
С Литейного проспекта вход в этот двор приметен большим балконом над тремя арками – высокой центральной и двумя маленькими, отделенными рядами колонн. Сейчас проникнуть с улицы внутрь двора стало не очень просто – жильцы отгородились от сторонней публики воротами и калиткой с домофоном. Но стоит приложить небольшие усилия, чтобы полюбоваться «картиной уютной усадьбы» (так гласит один из путеводителей) и редким для Петербурга двойным садом.
Разумнее всего набрать в домофоне какую-то из квартир и вежливо попроситься осмотреть двор. При этом лучше ссылаться на то, что вы специально для этого приехали за тридевять земель (пусть даже на самом деле вы коренной петербуржец в седьмом колене). В подворотню вас пропустят наверняка: в Петербурге исторически сложилось исключительно доброжелательное отношение к гостям города, которым интересны его достопримечательности.
За тройной аркой открывается сложная структура двора. В первой части, образованной пятиэтажными крыльями дома, использованы элементы архитектуры и декора, свойственные периоду высшего взлета европейской культуры – эпохи Возрождения. Майоликовые горельефы изображают двух персонажей той поры – Джулиано Медичи и Бартоло Колони. Компанию им составляет Минерва в античном шлеме. Для пущей стилизации под древность на здании сделаны надписи по латыни, а на дворовом фасаде отмечена дата ANNO MCMXII. Это 1912 год – по всей видимости, время окончания работ архитектором Александром Хреновым, занимавшимся в начале прошлого века перестройкой двора.
В середине первого сада в окружении плотных кустов расположилась чаша небольшого фонтана (давно не работающего), а чуть дальше, в глубине двора, массивная литая решетка, стилизованная под ограду Летнего сада, отделяет сад второй. По левую руку в нем светлая усадьба, выстроенная в духе петербургской архитектуры начала XIX века. Авторы особняка точно не известны, но историки полагают, что ими могли быть представители семейства Бенуа. В здании усадьбы после революции поселился Театральный отдел Наркомпроса. Здесь бывали Федор Шаляпин, Александр Блок, Максим Горький. Теперь в особняке находится школа с углубленным изучением музыки, поэтому звуки скрипки и рояля являются естественным элементом в общем антураже сада.
По правой стороне второго двора – приземистый двухэтажный флигель хозяйственной постройки. А в центре – уютный сад с удобными скамейками, с вымощенными камнем дорожками и гранитными постаментами несуществующих скульптур – можно в качестве нерукотворного памятника сфотографироваться на пустующем постаменте. Шум суетливого Литейного проспекта почти не слышен, и на какое-то время здесь действительно можно почувствовать себя в усадьбе «дней Александровых прекрасного начала».
— Литейный пр. д. 46
5. Александровский сад
Как и всякий приличный сад в центре города (например, Румянцевский или Александровский парк), Александровский сад начинался с пустыря. Точнее, гласира Адмиралтейства, которое всерьез собирались защищать от шведов с помощью артиллерии.
Военные укрепления так и не пригодились, а на пустыре возник стихийный рынок морепродуктов. Площадка заросла травой, неаппетитно пахнувших торговцев разогнали – и на вновь освобожденном Адмиралтейском лугу начали устраивать народные гуляния и пасти придворный скот (о придворном скотстве можно прочитать в знаменитом романе Ивана Лажечникова «Ледяной дом»).
В то время площадь луга была огромна, трава росла и под нынешним Зимним дворцом, и под Исаакиевским собором. Неудивительно, что начатое в 1750-ых годах мощение площади закончилось только через 40 лет. За это время начали строительство собора и поставили знаменитый памятник Петру I.
В начале XIX века Александровский сад представлял собой русское национальное чудо: лесной бульвар. Сюда приезжали кататься на лошадях – совсем как в Булонский лес - и просто поболтать. Оживленный бульвар, давший нелестное название желтой прессе, полюбили за разнообразие самых диковинных слухов и простые обыватели, и зарождающая богема (именно здесь стоило бы поставить памятник Евгению Онегину и его боливару). В течение полувека местность постепенно облагораживалась: появлялись скамейки и масляные фонари, клумбы и французские кофейни.
Наконец, в 1874 году городские власти решили разбить здесь настоящий сад: с приличной оградой и регулярной планировкой. Было посажено пять тысяч деревьев и 12 тысяч кустарников – траву сеяли не считая. Одних чугунных скамеек установили больше сотни. На торжественном открытии подобострастные подданные испросили у здравствовавшего на тот момент императора Александра II разрешение назвать сад его именем. Монарх отпираться не стал.
Через 5 лет в саду заработал первый фонтан – тогда еще самый большой в городе. Вскоре должны были появиться еще два – чтобы замкнуть перспективу по всем трем улицам, расходящимся от Адмиралтейства. Но обстоятельства все менее преодолимой силы откладывали работы год за годом – пока о них и вовсе не забыли. Похожая судьба постигла проект установки 14 бюстов величайшим деятелям культуры: от Кирилла с Мефодием до Алексея Кольцова. Увы, любые ограниченные списки вызывают справедливое негодование – их так часто оспаривали, что до революции успели поставить всего 4 бюста. Вне конкурса прошел памятник Пржевальскому с верблюдом (его – Пржевальского – подозрительное сходство со Сталиным вскоре станет объектом для опасных шуток).
С конца XIX века сад начал постепенно ужиматься: чересчур разросшиеся деревья срубали, расширяя Дворцовую площадь и освобождая вид на Медного всадника. Северо-восточный угол срезали остановки конки (а потом и первого в городе трамвая, и первого автобуса). После революции через сад чуть было не проложили дорогу для грузовиков – ограничились просеками для пешеходов. В 60-70-х гг. сад восстанавливали после долгого периода запустения и бомбардировок люфтваффе: именно тогда появилось ограждение из розового гранита (раньше оно было деревянным) и такие же бессмысленно величественные шары при входе.
1. Сад Фонтанного Дома
В этом скверике всегда немноголюдно. Тут нет случайных прохожих и шумных компаний – по аллейкам чинно прогуливаются посетители музея Анны Ахматовой да жители окрестных домов.
Как добраться от метро: от станции Маяковская по Невскому проспекту до пересечения с Литейным, затем направо до перекрестка с ул. Жуковского. Вход под арку около вывески «Музей Анны Ахматовой»
Сад Фонтанного дома (он же Шереметевский садик) не заметен с улицы – чтобы туда попасть, вы должны свернуть с Литейного проспекта и пройти через арку сквозь мрачный пятиэтажный дом. Так было не всегда – еще сто лет назад садик отделяла от Литейного всего лишь металлическая решетка. Но в 1914 году граф С. Шереметев в погоне за прибылью возвел здесь торговые корпуса, которые в тридцатых были превращены в массивный дом – ныне Управление по налогам и сборам.
Так или иначе, сейчас Шереметевский садик со всех четырех сторон окружен высокими зданиями. Может быть, именно поэтому в нем всегда немноголюдно. Здесь нет случайных прохожих и шумных компаний – по аллейкам чинно прогуливаются посетители музея Анны Ахматовой да жители окрестных домов (поэтому садик немного напоминает английские private gardens – закрытые скверики, ключи от которых есть только у жильцов соседних домов). Украшают садик памятник Анне Ахматовой, открытый в 2006 году, да флигели Шереметевского дворца (в одном из которых и жила поэтесса).
Впрочем, иногда сад Фонтанного дома превращается в выставочное пространство, театральную сцену или площадку для творческих экспериментов. Например, во время Ночи Музеев 2010 все пространство сада было посвящено Иосифу Бродскому – на натянутых между деревьями полотнищах показывали фотографии поэта, на стены домов с помощью проектора транслировали стихи, в одном из уголков сада был инсценирован знаменитый процесс над Бродским… Летом того же года в саду Фонтанного дома прошел день Достоевского – на лужайках скверика снимали импровизированные экранизации книг Ф. М. в которых могли поучаствовать все желающие. А осенью скверик стал одной из площадок для «Бумфеста» - международного фестиваля рисованных историй.
— Литейный пр, д. 53
2. Итальянский сад
Сегодня немногие знают о существование этого небольшого уютного садика на задворках Литейного проспекта, но некогда он был велик и славен, простираясь от берегов Фонтанки до Лиговского проспекта.
История Итальянского сада началась в 1712 году, когда Петр I подарил участок на углу Невского проспекта и реки Фонтанки своей жене Екатерине. Другие исследователи утверждают, что дар предназначался для дочери Петр, Анны Петровны. На этой территории был построен дворец в «итальянском штиле» и разбит сад. По-видимому, название дворца и сада пошли от имени дворца.
Итальянский сад был очень велик. Его территория занимала 11 гектар. Современники называли его Четвертым Летним садом. Подробное описание Итальянского сада можно найти в документах польского посольства посетившего Петербург в 1720-ом году:
«После обеда мы отправились в итальянский сад, где видели разные украшения, фонтаны и клумбы, между которыми стояли большие фарфоровые сосуды. Здесь в разных местах давали много вина, а именно шампанское, бургундское, pontak i ochlanskie sekty. Также наставили столов, где только было удобно. Этот сад от своей закладки насчитывает всего 5 лет, но каждый может признать, что такого, как тут, не увидит и через 20 лет у самого большого господина. В этом саду были выложенные камнем пруды, в которых плавали индийские гуси, морские утки и много [иных] птиц. Построена там и голубятня, в которой помещается 16 видов голубей; есть при них и смотритель. Имеется так же несколько белых аистов (ведь аистов в здешних краях не увидишь), несколько журавлей, кабан и большой еж с колючками длиною в четверть».
После прокладки в 1711 году Литейного проспекта Итальянский сад оказался разделен надвое. Первая, примыкающая ко дворцу часть была парадной, а вторая – хозяйственной. Итальянский дворец был расширен и перестроен. К деревянному особняку были пристроены каменные флигели. До 1727 года Итальянский сад поддерживался в образцовом порядке, но после смерти вдовы Петра I, Екатерины Алексеевны, садовые посадки и дворец пришли в запустение. Известно, что при Анне Иоанновне при дворце действовал театр, где давал представление «комедиант персидскаго манера» Иван Лазарев с учениками.
В 1730-ее годы территория Итальянского сада от нынешней улицы Некрасова до улицы Жуковского вошла в состав слободы Преображенского полка. На оставшейся территории действовали огороды и оранжереи выращивающие овощи и фрукты для царского стола. При Екатерине II он стал самым настоящем центром придворного садоводства. В 1765 году в нем построили деревянную теплицу с двумя каморками, в 1784 году – виноградную оранжерею, в 1785 году – каменный вишневый сад. Любопытно, что на территории Итальянского сада первоначально планировали построить Таврический дворец. Он должен был занять четную сторону Невского от Литейного проспекта до Лиговского канала.
В 1794 году Итальянский сад выглядел следующим образом: «Императорский Итальянский сад. На Фонтанку выстроен в оном еще 1712 года каменный, ни с чем не соединенный, в два этажа дом, в котором теперь амбар для стекла и зеркал. Сад позади дома квадратный около 70 сажень. Он в Голландском вкусе с прямыми дорогами между высоких деревьев и весьма обширную оранжереею. Ограда оного простирается до Литейной улицы, откуда всякому войти можно. Второй, вчетверо обширнейший, Итальянский сад находится напротив первого по другой стороне Литейной улицы. В нем растет зелень для придворной кухни во многих оранжереях и парниках».
В 1796 году в пустой Итальянский дворец из Гатчины был переведен Сиротский дом. В 1799 году его передали Училищу ордена Святой Екатерины, приюту для девочек. Но дворец простоял недолго. В 1804 году на его месте началось строительство нового здания по проекту Дж. Кваренги.
Фактически с этого момента история большого Итальянского сада подходит к концу. Его территория распадается на отдельные участки, которые застраиваются. К началу XX века от него остался лишь малый клочок земли между Екатерининским институтом и Литейным пассажем. В советское время сад носил название «Сад Володарского». В нем действовал каток, на месте которого сегодня построен особняк для «новых русских».
— Литейный проспект, Итальянский сад
3. Сад Аничкова дворца
В XVIII веке сад Аничкова дворца простирался до самой Садовой улицы. Это был регулярный парк с подстриженными деревьями, аллеями, фонтанами, оранжереями и зверинцем.
В царствование Павла I размеры сада существенно уменьшились. В 1796-1801 гг на его западной окраине появилось здание Публичной библиотеки, а также частные дома относившиеся к ведомству Театральной дирекции.
Свой окончательный Аничков облик сад принял в 1818 году, после того, как Александр I подарил Аничков дворец своему брату Николаю (будущему императору Николаю I). Новый владелец принялся перестраивать свое владение, для чего был приглашен незаменимый Карл Росси. Совместно с А. А. Менеласом и И. А. Ивановым зодчий перепланировал и Аничков сад. Его территория была очищена от мусора и временных построек, украшена Садовым корпусом и двумя сервизными павильонами, а также ограждена от Невского проспекта и будущей площади Островского чугунной решеткой.
В XIX веке сад Аничкова дворца был излюбленным местом прогулок и развлечений великокняжеских детей. С 1875 года доступ туда был открыт и для прогулок нетитулованных детей с родителями или с няньками. Постепенно Аничков сад прочно закрепился за детьми. В августе 1917 года Городская Дума приняла его в ведение города с условием, что сад будет предоставлен «только для посещения детей».
Правда, в 20-30-ее году подрастающему поколению пришлось немного потесниться. С 1923 года в Аничковом саду стали проходить концерты Ленинградской филармонии, не имевшей тогда своего постоянного помещения. Постепенно к выступающим в саду звездам классической музыки добавились и звезды эстрады - Исаак Дунаевский, Клавдия Шульженко и др. Там шли концерты молодого Аркадия Райкина и Леонида Утесова. За Аничковым садом закрепилось новое название – «Сад отдыха». Днем там шли детские концерты и спектакли, по вечерам – представления для взрослых.
В качестве концертной площадки Аничков сад использовался до 1967 года, когда он окончательно стал частью Дворца пионеров, расположенного в Аничковом дворце.
В позднесоветское время Аничков сад был местом проведения ежегодных новогодних базаров, где продавали главным образом елочные игрушки. Сегодня новогодняя ярмарка переселилась на площадь Островского, а Аничков сад стал тихим уголком на самой оживленной улице города.
— Невский проспект, д. 39
4. Двор на Литейном, 46
Двор закрытый, поэтому, чтобы попасть туда, нужно пойти на некоторые «ухищрения». В будний день можно позвонить в домофон по номеру музыкальной школы, которая находится в этом же дворе, и сказать, что идешь туда. Правда, в выходные этот трюк не работает - вахтеры, видимо, собаку съели на таких дворовых экскурсантах и упорно никого не пускают. В этом случае можно просто дождаться, пока кто-нибудь войдет/выйдет или проедет через ворота на машине. Как правило, дольше 10 минут ждать не приходится.
С Литейного проспекта вход в этот двор приметен большим балконом над тремя арками – высокой центральной и двумя маленькими, отделенными рядами колонн. Сейчас проникнуть с улицы внутрь двора стало не очень просто – жильцы отгородились от сторонней публики воротами и калиткой с домофоном. Но стоит приложить небольшие усилия, чтобы полюбоваться «картиной уютной усадьбы» (так гласит один из путеводителей) и редким для Петербурга двойным садом.
Разумнее всего набрать в домофоне какую-то из квартир и вежливо попроситься осмотреть двор. При этом лучше ссылаться на то, что вы специально для этого приехали за тридевять земель (пусть даже на самом деле вы коренной петербуржец в седьмом колене). В подворотню вас пропустят наверняка: в Петербурге исторически сложилось исключительно доброжелательное отношение к гостям города, которым интересны его достопримечательности.
За тройной аркой открывается сложная структура двора. В первой части, образованной пятиэтажными крыльями дома, использованы элементы архитектуры и декора, свойственные периоду высшего взлета европейской культуры – эпохи Возрождения. Майоликовые горельефы изображают двух персонажей той поры – Джулиано Медичи и Бартоло Колони. Компанию им составляет Минерва в античном шлеме. Для пущей стилизации под древность на здании сделаны надписи по латыни, а на дворовом фасаде отмечена дата ANNO MCMXII. Это 1912 год – по всей видимости, время окончания работ архитектором Александром Хреновым, занимавшимся в начале прошлого века перестройкой двора.
В середине первого сада в окружении плотных кустов расположилась чаша небольшого фонтана (давно не работающего), а чуть дальше, в глубине двора, массивная литая решетка, стилизованная под ограду Летнего сада, отделяет сад второй. По левую руку в нем светлая усадьба, выстроенная в духе петербургской архитектуры начала XIX века. Авторы особняка точно не известны, но историки полагают, что ими могли быть представители семейства Бенуа. В здании усадьбы после революции поселился Театральный отдел Наркомпроса. Здесь бывали Федор Шаляпин, Александр Блок, Максим Горький. Теперь в особняке находится школа с углубленным изучением музыки, поэтому звуки скрипки и рояля являются естественным элементом в общем антураже сада.
По правой стороне второго двора – приземистый двухэтажный флигель хозяйственной постройки. А в центре – уютный сад с удобными скамейками, с вымощенными камнем дорожками и гранитными постаментами несуществующих скульптур – можно в качестве нерукотворного памятника сфотографироваться на пустующем постаменте. Шум суетливого Литейного проспекта почти не слышен, и на какое-то время здесь действительно можно почувствовать себя в усадьбе «дней Александровых прекрасного начала».
— Литейный пр. д. 46
5. Александровский сад
Как и всякий приличный сад в центре города (например, Румянцевский или Александровский парк), Александровский сад начинался с пустыря. Точнее, гласира Адмиралтейства, которое всерьез собирались защищать от шведов с помощью артиллерии.
Военные укрепления так и не пригодились, а на пустыре возник стихийный рынок морепродуктов. Площадка заросла травой, неаппетитно пахнувших торговцев разогнали – и на вновь освобожденном Адмиралтейском лугу начали устраивать народные гуляния и пасти придворный скот (о придворном скотстве можно прочитать в знаменитом романе Ивана Лажечникова «Ледяной дом»).
В то время площадь луга была огромна, трава росла и под нынешним Зимним дворцом, и под Исаакиевским собором. Неудивительно, что начатое в 1750-ых годах мощение площади закончилось только через 40 лет. За это время начали строительство собора и поставили знаменитый памятник Петру I.
В начале XIX века Александровский сад представлял собой русское национальное чудо: лесной бульвар. Сюда приезжали кататься на лошадях – совсем как в Булонский лес - и просто поболтать. Оживленный бульвар, давший нелестное название желтой прессе, полюбили за разнообразие самых диковинных слухов и простые обыватели, и зарождающая богема (именно здесь стоило бы поставить памятник Евгению Онегину и его боливару). В течение полувека местность постепенно облагораживалась: появлялись скамейки и масляные фонари, клумбы и французские кофейни.
Наконец, в 1874 году городские власти решили разбить здесь настоящий сад: с приличной оградой и регулярной планировкой. Было посажено пять тысяч деревьев и 12 тысяч кустарников – траву сеяли не считая. Одних чугунных скамеек установили больше сотни. На торжественном открытии подобострастные подданные испросили у здравствовавшего на тот момент императора Александра II разрешение назвать сад его именем. Монарх отпираться не стал.
Через 5 лет в саду заработал первый фонтан – тогда еще самый большой в городе. Вскоре должны были появиться еще два – чтобы замкнуть перспективу по всем трем улицам, расходящимся от Адмиралтейства. Но обстоятельства все менее преодолимой силы откладывали работы год за годом – пока о них и вовсе не забыли. Похожая судьба постигла проект установки 14 бюстов величайшим деятелям культуры: от Кирилла с Мефодием до Алексея Кольцова. Увы, любые ограниченные списки вызывают справедливое негодование – их так часто оспаривали, что до революции успели поставить всего 4 бюста. Вне конкурса прошел памятник Пржевальскому с верблюдом (его – Пржевальского – подозрительное сходство со Сталиным вскоре станет объектом для опасных шуток).
С конца XIX века сад начал постепенно ужиматься: чересчур разросшиеся деревья срубали, расширяя Дворцовую площадь и освобождая вид на Медного всадника. Северо-восточный угол срезали остановки конки (а потом и первого в городе трамвая, и первого автобуса). После революции через сад чуть было не проложили дорогу для грузовиков – ограничились просеками для пешеходов. В 60-70-х гг. сад восстанавливали после долгого периода запустения и бомбардировок люфтваффе: именно тогда появилось ограждение из розового гранита (раньше оно было деревянным) и такие же бессмысленно величественные шары при входе.

Следующая запись: Питер: Инструкция по применению - 2 февраля 2018 в 03:30
Лучшие публикации