Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Ключ к успеху!
Ключ к успеху!
10 секретов успешной презентации, бизнес-тренер Радислав Гандапас — о том, как преодолеть страх перед публикой.

Страх — естественная реакция организма на стрессогенные ситуации. Не надо ее подавлять, не надо с ней бороться. Нужно просто готовиться к выступлению. Если вы репетировали, то сможете хорошо донести свои мысли до клиентов, партнеров, инвесторов, даже несмотря на чудовищный страх. Есть еще один важный момент: готовя презентацию, думайте не о целях, которых вы хотите достичь, не о выгодах своего предложения или преимуществах вашего проекта. Подумайте о людях, к которым вы обращаетесь. Им-то это зачем?

Будьте не похожи на других

Чтобы запомниться публике, вам нужно отличаться от других. Попробуйте удивить, сделать то, чего от вас не ожидают. Но так, чтобы вам самим было интересно и комфортно. Все показывают слайды — показывайте плакаты. Все выступают, стоя за кафедрой с ноутбуком,— ходите по «пространству презентации». Все говорят в микрофон — выступайте без него, если позволяет голос. Продемонстрируйте фрагмент ТВ-передачи, чтобы проиллюстрировать (подтвердить) вашу мысль. Или включите пару коротких аудиозаписей, на которых покупатели описывают продукт, произведенный компанией, чьи сотрудники — ваши слушатели. Можно отличиться даже стилем одежды, хотя с этим надо быть осторожнее. Все-таки не стоит приходить в лыжном костюме. А вот о джинсах и свитере подумать можно — все запомнят вас в череде «костюмных» выступающих.

Используйте контрастные раздражители

Аудитория — как подводная лодка. На презентации она наблюдает за вами «через перископ». Если что-то ее сильно заинтересовало, лодка всплывает. Для этого необходимо использовать точечные раздражители, они, безусловно, привлекут внимание. Это могут быть паузы, жесты, изменение громкости или высоты голоса, новая лексика (вдруг, например, жаргонное словечко). Один профессор, преподававший на филфаке, где, как известно, обычно учатся 70 девушек и пять юношей, использовал такую методику. На утренних лекциях, видя, что аудитория «уходит», он, не меняя тона, спокойно произносил: «А теперь я расскажу вам о том, как не залететь». Пауза. Понятно, что аудитория в удивлении и внимании. Профессор продолжает: «Вторая палатализация происходила в период, когда праславянский язык уже не представлял собой единого целого».

Предвосхищайте острые вопросы

Допустим, вы предполагаете, что вам могут задать острые, непростые вопросы. Предвосхитите их. Не дайте аудитории стать вашим врагом. Сделать это можно одной фразой: «А теперь, пожалуйста, каверзные вопросы». И улыбнитесь.

Не бойтесь показаться некомпетентным

Если вы не знаете ответа на какой-то вопрос, говорите об этом честно, спокойно, уверенно. Не юлите. Например, ответьте так: «Этот вопрос в компетенции такого-то моего сотрудника. Он лучше меня разбирается в теме. Мы можем проконсультироваться с ним сейчас или после презентации». Уместно с уважением сказать: «Вы задали непростой вопрос, я сейчас не совсем готов на него ответить». Помните: искренность ценится выше незнания.

Не пугайтесь авторитетов

В зале находится влиятельный бизнесмен или политик. Вы его знаете, периодически поглядываете — слушает, молчит. «Уф,— думаете,— вроде все хорошо». И вдруг в какой-то момент вашей пламенной речи звезда лениво роняет: «А вот это спорно». Не тушуйтесь, не заглядывайте ему в глаза. Скажите: «Спорно? Хорошо, давайте поспорим! Выскажите свою точку зрения». «Авторитет» будет вынужден встать и поговорить с вами. После этого до конца презентации будет молчать: свою порцию внимания он уже получил.

Сделайте связку: ваше выступление — реальная жизнь

Прекрасно работают вступления вроде: «Когда я ехал сюда, то подумал» или «Все вы, конечно, слышали о том, что случилось там-то или с тем-то. Эта история натолкнула меня на мысль о том, что». Важно заранее продумать связь этих слов с темой вашего выступления. Если вы скажете: «Когда я ехал сюда, то попал в пробку и очень переживал, что опоздаю. Но вот я здесь, и мы начинаем», публика по меньшей мере будет пребывать в недоумении. Лучше сказать, например, так: «Когда я ехал сюда, то попал в пробку и очень переживал, что опоздаю. Но потом я сказал себе: ты ничего не можешь изменить в этой кризисной ситуации. Успокойся. И, представьте себе, как только я успокоился, мы поехали. Именно об этом — как помочь компании спокойно выйти из кризиса — я хочу сегодня поговорить». Такая связка запомнится и очень хорошо сработает.

Не позволяйте себя одурачить

Представьте ситуацию. Кто-то из аудитории вам говорит: «Вообще, вы такую глупость тут нам несете». Вы можете начать отвечать: «А что именно вы считаете глупым?» — «Да всю эту чушь!» И понеслось. Все, презентация похоронена. На самом деле, ответные ваши действия на слова о глупости должны быть такими: пауза, ноль эмоций и текст: «Пожалуйста, следующий вопрос».

Чтобы вам ни говорили во время презентации, хорошее или плохое, вы не должны эмоционально реагировать на эти оценки. Вам говорят: «Вы такая симпатичная девушка (вот вы уже разулыбались), и, в общем, ничего умного мы от вас и не ждали (упс!)». На словах «симпатичная девушка» следует держать паузу и ноль эмоций. Так же, как и на словах «ничего умного».

Сделайте публику сопрезентатором

Не нужно превращать презентацию в монолог. Используйте публику как активного участника вашего выступления. Пусть слушатели заполнят какой-то тест, попробуют угадать цифру и т. д. Сами задавайте вопросы: «Как вы считаете, что будет, если мы сделаем так?» Поначалу люди могут сопротивляться, но потихоньку втянутся в игру. Это блестящий ход. Если он у вас получится, ваши возможные проблемы с голосом, артикуляцией, пластикой уйдут на второй план или будут вовсе незаметны.

Репетируйте и актерствуйте

Даже раллийные гонщики перед соревнованиями по много раз тренируются на трассе. Люди, которые готовятся к публичным выступлениям, почему-то не хотят проговаривать свою речь. Они долго и тщательно рисуют слайды, размышляют, о чем будут говорить, а когда начинают выступать, элементарно не укладываются в тайминг, например.

Вы не должны оценивать свои репетиции. Задача — выработка автоматизма. Просто произносите текст и, скажем, демонстрируйте слайды. Все по-настоящему, как на презентации. Только вместо публики — окно или стена вашего офиса. Достаточно провести две-четыре репетиции, и вы сами почувствуете, услышите, что уходят лишние слова, заполняются паузы, темп становится адекватным. Не забывайте, что во время презентации вы актер. Презентация — это спектакль. И его нужно репетировать.

Выступайте везде

Помню, мне было 19–20 лет, один знакомый сказал: «Радислав, если ты хочешь научиться петь, выступи на ближайшем корпоративном мероприятии с вокальным номером». Я этот совет часто вспоминаю. Например, английский язык стал быстро осваивать, когда у меня появилась в нем активная потребность — нужно было переписываться, выступать на английском. Если вы планируете развивать навык публичной речи, заявите о своем публичном выступлении. Где-нибудь. Хоть на деловой конференции. Хоть на собрании в школе у ребенка. Не учитесь на вымышленных примерах.
10 секретов успешной презентации, бизнес-тренер Радислав Гандапас — о том, как преодолеть страх ...
Рейтинг записи:
5,5 - 5 отзывов
Нравится4
Поделитесь записью с друзьями
Юрий Юрий
не х к
Наверх