Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Bon Appetit | Лучшие рецепты
Почему мы покупаем впрок?

В кризис поход в супермаркет или онлайн-шопинг для многих заканчивается одинаково: попыткой купить все, что есть, и даже немножко больше. На подобные решения не влияют логика, здравый смысл и финансовые возможности. В нашем материале мы вместе с экспертами разбираемся, почему так происходит.

Причины стихийных покупок

Исследователи называют несколько причин, влияющих на панические закупки:
режим выживания;

• эффект дефицита;

• чувство контроля;

• опыт поколений.

В случае с российскими покупателями можно отметить еще и влияние исторической памяти. Рассмотрим каждую из этих причин подробнее.

Режим выживания

«Примитивная» часть нашего мозга берет верх над нами, когда речь идет о выживании. По крайней мере, если ситуация кажется человеку неопределенной или угрожающей, все доводы разума перестают работать. Цель мозга проста — сохранение жизни любым способом.

Как с этим справиться:

• поговорить о страхах с психологом;

• иметь дома стабильный запас продуктов первой необходимости, чтобы не чувствовать беспокойство;

• отказываться от походов в магазины в минуты паники.

Наталья Манухина, психолог:

«Чем дольше и глубже кризис, тем меньше осознанности и больше инстинктивных проявлений. Поэтому люди ищут союзников, которые будут одобрять и принимать их способы выживания в неизвестной, новой, неуправляемой ситуации. Вместе выживать проще, чем в одиночку. Но лишь пока достаточно ресурсов.

При их истощении на первый план выходит борьба за личное выживание. Поэтому создание запасов пищи — инстинктивный путь продления существования, своего и значимого окружения».

Эффект дефицита

Реальный или искусственно создаваемый дефицит провоцирует покупателей к тому, чтобы считать те или иные товары более ценными. Это может заставить брать ненужное, потому что кажется: все дорожает или вот-вот пропадет с полок.
Именно поэтому в разгар пандемии туалетную бумагу вытаскивали из чужих корзин — есть страх, что «потом не будет». В некоторых случаях такие опасения не лишены оснований, поэтому многие стремятся купить больше.

Мария Удальцова, основатель маркетингового агентства Malina Digital:
«Как мы побуждаем клиентов к покупке в разных сферах? Например, снова начали хорошо работать скидки с коротким сроком действия, особенно если этот товар раньше таким образом не продавался. У потребителей сформировался некий излишек денежных средств, которые они раньше тратили, в том числе на одежду и путешествия.
Теперь они начали активнее тратить на еду с акцентом на тот опыт, что получали раньше. То есть люди готовы платить больше, если бренд донесет им ценность этого. Нет ценности — нет смысла».

Как с этим справиться:

• покупать товары онлайн, чтобы было время подумать над каждой покупкой;

• отслеживать маркетинговые ходы, которые используют бренды;

• приобрести с запасом дорогую продукцию, например, определенные сорта кофе, чая, крепкий алкоголь.

Чувство контроля

Еще одна важная причина нерациональных походов в магазин — желание чувствовать контроль хоть в какой-то сфере. Кажется, что пока мир сходит с ума, семья будет в порядке: это уже немало в состоянии неопределенности.

Наталья Манухина, психолог:

«В кризис у любого человека активизируются психологическая защита и личностные особенности. Так, тревожные люди начинают метаться, накупать много и беспорядочно. Флегматичные могут откладывать даже необходимые покупки, будто замедляясь в стрессе. Или, наоборот, закупать только отдельные продукты, зато оптом.
Если кризис затягивается, растут страхи. Именно они побуждают искать, как утвердить самооценку. Шопинг подходит для этого своей доступностью и вещественностью. Я покупаю, значит, я существую. Неважно что, главное — происходит совершение активного действия по собственному выбору».

Как с этим справиться:

• принять факт, что мир не всегда управляем;

• найти другую сферу, где сохранен контроль;

• позвонить другу или родственнику, чтобы поговорить о своих переживаниях.

Опыт поколений

Не стоит недооценивать историческую память: главное — не остаться голодным, а дальше будь что будет.

Причин много: бабушки и дедушки рассказывали о трудном детстве; в доме никогда не выбрасывали еду. Родители так поступали, когда хотели обеспечить безопасность, собственную и детей. Триггерами являются пугающие внешние или внутриполитические события.

Наталья Манухина, психолог:

«На поведение людей в кризисе влияет опыт семьи, в которой они росли. Если старшие поколения голодали, младшие могут обнаружить склонность не только делать запасы впрок, но и сразу начинать экономить, урезать порции и ассортимент пищи.

Если в семье было изобилие, то покупки про запас могут откладываться до тех пор, пока из магазинов не станут исчезать жизненно важные продукты. Покупать такие люди станут в первую очередь то, что сохранит их статус и стиль жизни в достатке: деликатесы, сладости, алкоголь, фастфуд».

Как с этим справиться

• купить запас продуктов и средств гигиены, без которых вы чувствуете себя дискомфортно, хотя бы на месяц;

• выделить полчаса раз в два дня на просмотр одного проверенного источника новостей: этого будет достаточно, чтобы быть в курсе событий, но не нервничать слишком сильно;

• не сокращать порции еды и ее разнообразие, даже если кажется, что сейчас все продукты исчезнут.

Советы по грамотным закупкам

1 Цикл акций обычно составляет два-три месяца, поэтому на этот срок можно закупаться сухими завтраками, консервами, чаем, кофе, соусами. Они успеют закончиться к началу следующей акции.

2. Бытовую химию, средства гигиены, приправы и специи, батарейки и лампочки можно закупать на год вперед.

3. Задавайте себе вопросы: «Использует ли моя семья упаковку этого продукта до истечения срока годности?», «Я покупаю из-за распродажи или мне это действительно нужно?»

4. Имейте представление о стандартных ценах на те или иные товары, чтобы понимать, насколько скидка реальна.

5. Выбирайте выгодную упаковку — большая часто дешевле.

6. Следите за скидками и акциями в каталогах и приложениях супермаркетов.

7. Покупайте в федеральных сетях: из-за оборотов у них есть возможность делать существенные скидки.

8. Используйте карты лояльности и программы кешбэка.

#полезно_знать@foodrumedia
Почему мы покупаем впрок? В кризис поход в супермаркет или онлайн-шопинг для многих заканчивается ...
Рейтинг записи:
5,0 - 0 отзывов
Нравится0
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх