Почему мы покупаем впрок?
В кризис поход в супермаркет или онлайн-шопинг для многих заканчивается одинаково: попыткой купить все, что есть, и даже немножко больше. На подобные решения не влияют логика, здравый смысл и финансовые возможности. В нашем материале мы вместе с экспертами разбираемся, почему так происходит.
Причины стихийных покупок
Исследователи называют несколько причин, влияющих на панические закупки:
режим выживания;
• эффект дефицита;
• чувство контроля;
• опыт поколений.
В случае с российскими покупателями можно отметить еще и влияние исторической памяти. Рассмотрим каждую из этих причин подробнее.
Режим выживания
«Примитивная» часть нашего мозга берет верх над нами, когда речь идет о выживании. По крайней мере, если ситуация кажется человеку неопределенной или угрожающей, все доводы разума перестают работать. Цель мозга проста — сохранение жизни любым способом.
Как с этим справиться:
• поговорить о страхах с психологом;
• иметь дома стабильный запас продуктов первой необходимости, чтобы не чувствовать беспокойство;
• отказываться от походов в магазины в минуты паники.
Наталья Манухина, психолог:
«Чем дольше и глубже кризис, тем меньше осознанности и больше инстинктивных проявлений. Поэтому люди ищут союзников, которые будут одобрять и принимать их способы выживания в неизвестной, новой, неуправляемой ситуации. Вместе выживать проще, чем в одиночку. Но лишь пока достаточно ресурсов.
При их истощении на первый план выходит борьба за личное выживание. Поэтому создание запасов пищи — инстинктивный путь продления существования, своего и значимого окружения».
Эффект дефицита
Реальный или искусственно создаваемый дефицит провоцирует покупателей к тому, чтобы считать те или иные товары более ценными. Это может заставить брать ненужное, потому что кажется: все дорожает или вот-вот пропадет с полок.
Именно поэтому в разгар пандемии туалетную бумагу вытаскивали из чужих корзин — есть страх, что «потом не будет». В некоторых случаях такие опасения не лишены оснований, поэтому многие стремятся купить больше.
Мария Удальцова, основатель маркетингового агентства Malina Digital:
«Как мы побуждаем клиентов к покупке в разных сферах? Например, снова начали хорошо работать скидки с коротким сроком действия, особенно если этот товар раньше таким образом не продавался. У потребителей сформировался некий излишек денежных средств, которые они раньше тратили, в том числе на одежду и путешествия.
Теперь они начали активнее тратить на еду с акцентом на тот опыт, что получали раньше. То есть люди готовы платить больше, если бренд донесет им ценность этого. Нет ценности — нет смысла».
Как с этим справиться:
• покупать товары онлайн, чтобы было время подумать над каждой покупкой;
• отслеживать маркетинговые ходы, которые используют бренды;
• приобрести с запасом дорогую продукцию, например, определенные сорта кофе, чая, крепкий алкоголь.
Чувство контроля
Еще одна важная причина нерациональных походов в магазин — желание чувствовать контроль хоть в какой-то сфере. Кажется, что пока мир сходит с ума, семья будет в порядке: это уже немало в состоянии неопределенности.
Наталья Манухина, психолог:
«В кризис у любого человека активизируются психологическая защита и личностные особенности. Так, тревожные люди начинают метаться, накупать много и беспорядочно. Флегматичные могут откладывать даже необходимые покупки, будто замедляясь в стрессе. Или, наоборот, закупать только отдельные продукты, зато оптом.
Если кризис затягивается, растут страхи. Именно они побуждают искать, как утвердить самооценку. Шопинг подходит для этого своей доступностью и вещественностью. Я покупаю, значит, я существую. Неважно что, главное — происходит совершение активного действия по собственному выбору».
Как с этим справиться:
• принять факт, что мир не всегда управляем;
• найти другую сферу, где сохранен контроль;
• позвонить другу или родственнику, чтобы поговорить о своих переживаниях.
Опыт поколений
Не стоит недооценивать историческую память: главное — не остаться голодным, а дальше будь что будет.
Причин много: бабушки и дедушки рассказывали о трудном детстве; в доме никогда не выбрасывали еду. Родители так поступали, когда хотели обеспечить безопасность, собственную и детей. Триггерами являются пугающие внешние или внутриполитические события.
Наталья Манухина, психолог:
«На поведение людей в кризисе влияет опыт семьи, в которой они росли. Если старшие поколения голодали, младшие могут обнаружить склонность не только делать запасы впрок, но и сразу начинать экономить, урезать порции и ассортимент пищи.
Если в семье было изобилие, то покупки про запас могут откладываться до тех пор, пока из магазинов не станут исчезать жизненно важные продукты. Покупать такие люди станут в первую очередь то, что сохранит их статус и стиль жизни в достатке: деликатесы, сладости, алкоголь, фастфуд».
Как с этим справиться
• купить запас продуктов и средств гигиены, без которых вы чувствуете себя дискомфортно, хотя бы на месяц;
• выделить полчаса раз в два дня на просмотр одного проверенного источника новостей: этого будет достаточно, чтобы быть в курсе событий, но не нервничать слишком сильно;
• не сокращать порции еды и ее разнообразие, даже если кажется, что сейчас все продукты исчезнут.
Советы по грамотным закупкам
1 Цикл акций обычно составляет два-три месяца, поэтому на этот срок можно закупаться сухими завтраками, консервами, чаем, кофе, соусами. Они успеют закончиться к началу следующей акции.
2. Бытовую химию, средства гигиены, приправы и специи, батарейки и лампочки можно закупать на год вперед.
3. Задавайте себе вопросы: «Использует ли моя семья упаковку этого продукта до истечения срока годности?», «Я покупаю из-за распродажи или мне это действительно нужно?»
4. Имейте представление о стандартных ценах на те или иные товары, чтобы понимать, насколько скидка реальна.
5. Выбирайте выгодную упаковку — большая часто дешевле.
6. Следите за скидками и акциями в каталогах и приложениях супермаркетов.
7. Покупайте в федеральных сетях: из-за оборотов у них есть возможность делать существенные скидки.
8. Используйте карты лояльности и программы кешбэка.
#полезно_знать@foodrumedia
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Кулинария и рецепты /
Bon Appetit | Лучшие рецепты
/
Почему мы покупаем впрок? В кризис поход в супермаркет или онлайн-шопинг для многих заканчивается ...
Bon Appetit | Лучшие рецепты

Рейтинг записи:
5,0
- 0 отзывов
Многим читателям это понравилось

Посмотреть ещё 9 фотографий
Календарь нарисованный в стиле пин-ап “Осторожно, Крым!“
Автор русский художник Андрей Тарусов
Автор русский художник Андрей Тарусов
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 24 818 546 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Уха по-фински со сливками
Лучшие публикации