Здесь выдают
ставки
ставки

Почему мы ошибаемся? Эвристики и когнитивные искажения
Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. На вопрос: «Почему люди ошибаются»? поможет ответить психология и поведенческая экономика.
Errare humanum est (человеку свойственно ошибаться) – афоризм достаточно древний, поэтому вполне понятно, что люди обнаружили, что им свойственно ошибаться, довольно давно. Но, одно дело, заметить, что мы ошибаемся, а совсем другое дело – ответить на вопрос «почему?».
Первоначально, несовершенство нашего разума объяснялось вмешательством богов. Кого Юпитер хочет погубить, того он лишает разума. Помните, как жена громовержца Зевса Гера наслала на Геракла безумие, под влиянием которого он убил своих собственных детей?
Кроме того, наши ошибки объяснялись тем, что в нашей душе помимо разума существуют другие начала, по отношению к которым разум занимает ту же позицию, что и возница по отношению к буйным коням. Ослабь вожжи, и разум будет ослеплен страстями, а колесницу понесет в кювет...
Понятно, что с научной точки зрения оба эти подхода к объяснению человеческой иррациональности находятся на одном уровне, уровне достаточно низком, поскольку объясняют наши ошибки с помощью гипостазированных сущностей (начала души, божества), т.е. множат сущности без надобности, отбрасывая бритву Оккама подальше.
Еще один подход к объяснению человеческих ошибок, иррациональности, оговорок связан с работами Зигмундами Фрейда. Но, по сути, в случае психоанализа мы снова имеем дело с началами души, с гипостазированными сущностями и пустыми понятиями. Какая разница, назовем ли мы некое начало души страстным, вожделеющим, яростным или словами «Ид», «Суперэго», «Эго»?
Действительно, вера в то, что в человеке живет некое иррациональное подсознание, конечно, является именно верой и по сути ничего не объясняет. Почему мы ошибаемся? Потому что у нас есть бессознательное. Разве это научный ответ? Разве мы узнали о наших ошибках нечто новое?
Но не будем больше заниматься историей науки, психологии, а перенесемся сразу в современность. Как сегодня ученые-психологи объясняют человеческую иррациональность, нашу склонность ошибаться?
Основы современного понимания человеческой иррациональности заложил действительно великий ученый, психолог, лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман с коллегами (прежде всего, тут надо упомянуть Амоса Тверски, который был, по сути, соратником Канемана, но безвременно оставил этот мир) и многочисленными учениками.
И сегодня благодаря исследованиям Канемана стало понятно, что наш разум, прежде всего, является весьма ресурсоемким механизмом. Включение разума на полную мощность является для организма затратным, поэтому мы предпочитаем направлять наш разум по легким обходным путям, позволяющим нам, говоря упрощенно, разгрузить голову. Такой облегченный режим функционирования разума сегодня называют Системой 1, тогда как включение разума на полную мощность – Системой 2. Без необходимости Система 2 не включается, а результатом такой экономии и является множество ошибок, которые мы совершаем.
Эвристика доступности
Вот, например, эвристика доступности (availability heuristic). Если нам вдруг понадобилось сделать вывод о том, насколько опасно летать на самолете, как мы поступим? Проанализируем статистику катастроф? Обработаем кучу данных, затратив на это кучу времени и сил? Нет, мы просто вспомним, что наш друг Василий недавно летал и не разбился. Подруга Маша – тоже. Значит, вроде как летать безопасно. И в случае с самолетом вывод окажется правильным, поскольку авиакатастрофы, действительно, сравнительно редкое событие. Но вот в случае с автомобильными авариями такая логика нас подведет. Например, никто из моих знакомых (к счастью) не попадал в серьезные аварии, но, тем не менее, объективная статистика показывает, что намного выше вероятность попасть в аварию, пока вы добираетесь до аэропорта на такси, чем когда вы летите на самолете (это с поправкой на то, что автомобилями мы пользуемся намного чаще, чем самолетами).
А вот если ваш друг попал в турбулентность, вы сами попали в турбулентность, и вас сильно трясло, а потом вы еще и увидели в новостях несколько сообщений об авиакатастрофах, то у вас под влиянием эвристики доступности может сформироваться не только устойчивое впечатление, что авиакатастрофы происходят часто, но даже авиафобия – иррациональный и непреодолимый страх полета на самолете.
Вообще, как показывают психологические исследования, наш мозг быстро устает, когда пытается работать со статистическими закономерностями и определением вероятности тех или иных событий. Поэтому в большинстве случаев, когда мы судим о вероятностях, у нас включается облегченный режим функционирования разума, вступает в свои права Система 1, срабатывают эвристики и когнитивные искажения.
Эвристика репрезентативности
Вот, например, вы кидаете монетку, она упала орлом, снова орлом, вы кидаете третий раз, и снова выпадет орел. Как вы считаете, при четвертом броске выпадет орё?
Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. На вопрос: «Почему люди ошибаются»? поможет ответить психология и поведенческая экономика.
Errare humanum est (человеку свойственно ошибаться) – афоризм достаточно древний, поэтому вполне понятно, что люди обнаружили, что им свойственно ошибаться, довольно давно. Но, одно дело, заметить, что мы ошибаемся, а совсем другое дело – ответить на вопрос «почему?».
Первоначально, несовершенство нашего разума объяснялось вмешательством богов. Кого Юпитер хочет погубить, того он лишает разума. Помните, как жена громовержца Зевса Гера наслала на Геракла безумие, под влиянием которого он убил своих собственных детей?
Кроме того, наши ошибки объяснялись тем, что в нашей душе помимо разума существуют другие начала, по отношению к которым разум занимает ту же позицию, что и возница по отношению к буйным коням. Ослабь вожжи, и разум будет ослеплен страстями, а колесницу понесет в кювет...
Понятно, что с научной точки зрения оба эти подхода к объяснению человеческой иррациональности находятся на одном уровне, уровне достаточно низком, поскольку объясняют наши ошибки с помощью гипостазированных сущностей (начала души, божества), т.е. множат сущности без надобности, отбрасывая бритву Оккама подальше.
Еще один подход к объяснению человеческих ошибок, иррациональности, оговорок связан с работами Зигмундами Фрейда. Но, по сути, в случае психоанализа мы снова имеем дело с началами души, с гипостазированными сущностями и пустыми понятиями. Какая разница, назовем ли мы некое начало души страстным, вожделеющим, яростным или словами «Ид», «Суперэго», «Эго»?
Действительно, вера в то, что в человеке живет некое иррациональное подсознание, конечно, является именно верой и по сути ничего не объясняет. Почему мы ошибаемся? Потому что у нас есть бессознательное. Разве это научный ответ? Разве мы узнали о наших ошибках нечто новое?
Но не будем больше заниматься историей науки, психологии, а перенесемся сразу в современность. Как сегодня ученые-психологи объясняют человеческую иррациональность, нашу склонность ошибаться?
Основы современного понимания человеческой иррациональности заложил действительно великий ученый, психолог, лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман с коллегами (прежде всего, тут надо упомянуть Амоса Тверски, который был, по сути, соратником Канемана, но безвременно оставил этот мир) и многочисленными учениками.
И сегодня благодаря исследованиям Канемана стало понятно, что наш разум, прежде всего, является весьма ресурсоемким механизмом. Включение разума на полную мощность является для организма затратным, поэтому мы предпочитаем направлять наш разум по легким обходным путям, позволяющим нам, говоря упрощенно, разгрузить голову. Такой облегченный режим функционирования разума сегодня называют Системой 1, тогда как включение разума на полную мощность – Системой 2. Без необходимости Система 2 не включается, а результатом такой экономии и является множество ошибок, которые мы совершаем.
Эвристика доступности
Вот, например, эвристика доступности (availability heuristic). Если нам вдруг понадобилось сделать вывод о том, насколько опасно летать на самолете, как мы поступим? Проанализируем статистику катастроф? Обработаем кучу данных, затратив на это кучу времени и сил? Нет, мы просто вспомним, что наш друг Василий недавно летал и не разбился. Подруга Маша – тоже. Значит, вроде как летать безопасно. И в случае с самолетом вывод окажется правильным, поскольку авиакатастрофы, действительно, сравнительно редкое событие. Но вот в случае с автомобильными авариями такая логика нас подведет. Например, никто из моих знакомых (к счастью) не попадал в серьезные аварии, но, тем не менее, объективная статистика показывает, что намного выше вероятность попасть в аварию, пока вы добираетесь до аэропорта на такси, чем когда вы летите на самолете (это с поправкой на то, что автомобилями мы пользуемся намного чаще, чем самолетами).
А вот если ваш друг попал в турбулентность, вы сами попали в турбулентность, и вас сильно трясло, а потом вы еще и увидели в новостях несколько сообщений об авиакатастрофах, то у вас под влиянием эвристики доступности может сформироваться не только устойчивое впечатление, что авиакатастрофы происходят часто, но даже авиафобия – иррациональный и непреодолимый страх полета на самолете.
Вообще, как показывают психологические исследования, наш мозг быстро устает, когда пытается работать со статистическими закономерностями и определением вероятности тех или иных событий. Поэтому в большинстве случаев, когда мы судим о вероятностях, у нас включается облегченный режим функционирования разума, вступает в свои права Система 1, срабатывают эвристики и когнитивные искажения.
Эвристика репрезентативности
Вот, например, вы кидаете монетку, она упала орлом, снова орлом, вы кидаете третий раз, и снова выпадет орел. Как вы считаете, при четвертом броске выпадет орё?
Следующая запись: 5 причин перестать думать о чужом мнении
Лучшие публикации