Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
«Как понять, чего я хочу?» и «Какой смысл чего-то хотеть?»

Сразу вспоминается цитата из прекрасного фильма «О чем говорят мужчины», что «кризис – это не когда ты не знаешь, чего хочешь, а когда ты начинаешь хотеть чего-то хотеть…(и далее вопль из-за стены - ЭТО НЕ КРИЗИС, ЭТО ***ДЕЦ!)». А следом фраза моего преподавателя по риторике: «Кого хочу не знаю, кого знаю – не хочу».

На самом деле это распространенная проблема – люди нередко испытывают трудности в идентификации собственных потребностей, и даже собственных чувств, и это одна сторона вопроса.

Другой момент, это когда мы переживаем некоторый внутриличностный конфликт, и мы хотим одновременно нескольких вещей, и одна противоречит другой – тогда мы тоже говорим, что не знаем, чего хотим, но на самом деле мы знаем, просто испытываем невозможность воплощения и того и другого.

Затруднять процесс хотения и понимания потребности может масса различных вещей: потребность может «заталкиваться» нами обратно по каким-то причинам, неосознанно перенаправляться с одного объекта на другой, чужая потребность может через механизм слияния восприниматься как своя и так далее...

Но пока вернемся к вопросу: Что же может помочь мне понять, чего я хочу?

В своем кабинете, как психотерапевт я выхожу на реальные потребности клиента через его чувства и даже через ощущения в теле. Например, если с идентификацией чувств есть трудности, я задаю вопрос («Что ты чувствуешь?», «В чем ты нуждаешься?»), и человек говорит, что не знает ответа на него, я предлагаю ему почувствовать, что он ощущает реально в теле в тот момент, когда я его об этом спрашиваю. Или говорю что-то вроде: «Когда я спрашиваю тебя об этом, и ты говоришь, что не знаешь, ты выглядишь для меня …. (растерянным испуганным равнодушным ты начинаешь делать то-то то-то…и др. …)». И эта информация для человека, - это то, чего он обычно не замечает в себе, и это своего рода такая дорожка к тому, чтобы он смог заметить, что с ним реально происходит прямо сейчас, и эта информация поможет ему как-то чуть лучше понять, чего он хочет на самом деле, максимально приблизиться к своим настоящим реакциям, и чуть отойти от общих идей и концепций о самом себе.

Дело в том, что в этих наших «идеях и концепциях» о себе и своих желаниях живет довольно много конструктов, говорящих чего мы ДОЛЖНЫ хотеть, но можем не хотеть этого на самом деле. Часто это наши запросы на мотивацию – мы ждем от себя, что мы должны хотеть заниматься спортом, мы должны хотеть хорошо выглядеть, мы должны хотеть вступать в отношения, хотеть быть успешными и все в таком роде.

Маленькая ремарка – есть «масштабные желания», назовем их условно «ЦЕЛЯМИ-ЖЕЛАНИЯМИ» (из серии – «я хочу купить квартиру», «я хочу выйти замуж», «я хочу занимать высокую должность»). А есть «ПОТРЕБНОСТИ-ЖЕЛАНИЯ» - они обычно сравнительно «маленькие» - «я устал, и хочу побыть в спокойном тихом месте», «мне грустно и я хочу с кем-нибудь поговорить об этом», «я хочу, чтобы меня обняли сейчас», «я хочу чувствовать себя более уверенно» - легко заметить, что первые и вторые связаны, и вторые чуть более содержательные. Еще есть БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, вроде потребности в безопасности, принятии, потребность в совместности, в автономности и др. (есть различные классификации) – они лежат в основе любых наших желаний. И вся наша жизнь состоит из этих маленьких потребностей.
Одна из трудностей часто в том, что человек требует от себя этих больших - ЦЕЛЕВЫХ ЖЕЛАНИЙ, и периодически вовсе не признает своего права на то, чтобы хотеть каких-то «маленьких» вещей, считая это чем-то неправильным, каким-то нытьем или потаканием. И все это сопровождается опасениями, что если идти у «маленьких желаний» на поводу, то дело кончится тем, что мы будем только есть тортики, валяться на диване и кутаться в теплое одеялко.

С одной стороны это действительно так – и идти наповоду у каждой своей секундной хотелки – легкомысленно, а если речь о физиологических потребностях – то и вовсе дико.

С другой стороны, гуманистическая психология и гештальт в частности верит, что все наши истинные, настоящие, живые потребности – это все очень хорошие вещи, которые на самом деле помогают нам развиваться, быть довольными, быть счастливыми, быть полезными и просто быть классными. И если совсем по-честному – это единственное, что нами движет, да, только потребности, а никакое не насилие над собой, никакие «мотивации» - что бы это ни значило – только потребности движут нами, поэтому, запретить себе потребность это все равно, что немножко умереть.

Потребность невозможно обмануть, и невозможно в истинном смысле захотеть то, что мы вбили себе в голову и чего социально-одобряемо «должны хотеть». Мало кто из нас реально хочет чего-то плохого для себя. Никто не испытывает потребности в том, чтобы не высыпаться, мерзнуть, или страдать как-то еще.

Маленькая ремарка по поводу «потребности в страданиях». Вообще такие потребности тоже бывают. Например, бывает так, что в отношениях человек парадоксально испытыва?
«Как понять, чего я хочу?» и «Какой смысл чего-то хотеть?».Сразу вспоминается цитата из прекрасного ...
Рейтинг записи:
5,5 - 10 отзывов
Нравится8
Поделитесь записью с друзьями
Екатерина Екатерина
..моя любимая фрукта=черешня...
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Наверх