Здесь выдают
ставки
ставки

Словарь йогических терминов. Часть 1
АБХЬЯСА (Abhyasa) - Упорная практика, нацеленная на неуклонное и решительное освоение йоги.
АДЖАПА МАНТРА (The Ajapa Mantra) - Непроизвольное или подсознательное повторение "Ханса, ханса...", осуществляемое в процессе дыхания; звук выдоха соответствует слогу "ха", а звук вдоха - "са". Такое повторение происходит около 21600 раз в сутки, то есть в среднем 15 раз в минуту.
АДЖНЯ ЧАКРА (The Ajna Chakra) - Колесо, или лотос в междубровьи. Он имеет только два лепестка, соответствующие звукам "ха" и "кша". Эта чакра вязана с тем свойством разума, которое называют "шестым чувством". Практика йоги по отношению к этому центру разделяется на два типа: мурти и амурти (оформленная и бесформенная). Первая, мурти, вовлекает все органы чувств; но вторая, амурти, носящая также название, протекает выше чувств, фокусируется за междубровьем, и ведет к внутреннему зрению. Биджа мантра этой чакры есть Ом.
АДХО-МУКХА - Лицом вниз.
АКАРНА - Возле уха, к уху.
АНАНДА (Ananda) - Блаженство, радость. Характеристика чистого сознания, которое есть первичная Реальность, субстанция всего сущего.
АНАХАТА ЧАКРА (The Anahata Chakra) - Колесо, или лотос на уровне сердца. У него двенадцать лепестков золотого (иногда утверждают, что ярко-красного) цвета, которые соответствуют звукам "к", "кх", "г", "гх", "н" (горловой), "ч", "чх", "дж", "джх", "н" (небный), "т" (церебральный) и "тх" (церебральный). Это центр стихии воздуха, он имеет шестиугольную форму и темно-синий цвет. Соответствующая биджа мантра: йам.
АНГА (Anga) - Аспекты, ступени йоги. Восемью анга являются воздержания (яма), обряды (нияма), положения, или позы медитации (асана), управлеие дыханием в медитации (пранаяма), отстраненность от внешних ощущений (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и созерцание (самадхи). Тело, часть его, один из членов.
АНГУШТХА - Большой палец ноги.
АРДХА - Половина.
АСАНА (Asana) - Положение, поза тела. Согласно Патанджали, она должна быть уравновешенной и приятной. Это достигается избавлением от усилий во время ее выполнения и правильным отношением разума, который перенимает это телесное равновесие путем размышления о совершенном и бесконечном покое, присущем основе всего сущего. При условии такого равновесия и покоя, которое предполагает отсутствие внутренних противоречий и затрат мышечной энергии, тело может очень долго пребывать в радостном состоянии, не уставая и не обращая практически никакого внимания на внешние раздражители. Патанджали не описывает каких-либо конкретных поз, но более поздние авторы, в частности, принадлежащие к школе хатха-йоги, перечисляют 84 основных позы. Позами, главным образом рекомендуемыми для медитации, являются сиддхасана, падмасана, свастикасана, вирасана и сукхасана. Следующие позы рекомендуются как упражнения, оздоравливающие тело и повышающие его гибкость: бхуджангасана, дханурасана, халасана, куккутасана, майюрасана, сарвангасана, шавасана, ширшасана, уграсана и врикшасана. Позы последней группы принимаются обычно не настолько надолго, как позы медитации; они выполняются как физические упражнения. Разумеется, существует бесчисленное множество разновидностей каждой позы.
АСТЕЙЯ (Asteya) - Нестяжательство. Третье из воздержаний ямы. Поскольку эта добродетель распространяется не только на действия, но и на мысли, она включает отсутствие скупости и зависти.
АХИМСА (Ahimsa) - Ненасилие; первое воздержание ямы, означающее стремление и старание жить и неизменно действовать таким образом, чтобы приносить добро и не причинять вред другим существам. Это не предложение намеренной устремленности, но скорее, та идеальная жизнь, которая, по словам Будды, "подобна мягкому ветру, проносящемуся мимо". Концепция ахимсы является чрезвычайно всеобъемлющей; она включает в себя непричинение вреда мыслям и чувствам других, их телам и имуществу; ненасилие не только в действиях, но и в речи и мыслях.
АШВА - Лошадь.
АШРАМА (Ahsrama) - Уединенная обитель, жилище людей, посвятивших свою жизнь религиозной жизни (обычно: место, в котором учитель живет вместе со своими учениками).
АШТА - Восемь.
БАДДХА - Связанный, пойманный, удерживаемый, закрепленный.
БАКА - Журавль, болотная птица.
БИДЖА МАНТРА (Bija Mantra) - Звук, связанный с материальным принципом чакр. Во время произнесения он сопровождается послезвуком, назальным "м", который обозначается на письме точкой над буквой "м". Таким образом, биджа мантра олицетворяет процесс проявления и материального воплощения первичной силы.
БИНДУ (Bindu) - Буквально: "капля", "крошечная точка". В произнесении слова "Ом" присутствует назальный эффект, так как губы закрыты и обычный звук "м" произнести нельзя. Этот звук называется нада и обозначается маленьким горизонтально расположенным полумесяцем над буквой "о". В чаше полумесяца ставится точка, обозначающая завершающую стадию нада, в которой звук становится очень тонким и постепенно угасает.
БРАХМА (Brahma) - Это тот аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, в смысле возрождения и сохранения материальной стороны всех вещей. Современные авторы определяют этот источник силы, субстанцию как энергию, воплощающую прошлое в настоящем, или всеобщий закон инерции. Таким образом, мир представляет собой состояние "целенаправленного восприятия идей", а устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы.
БРАХМАН (Brahman) - Единая абсолютная сущность, чистое сознание и неомраченная радость, блаженство, которое является первоосновой и источником всего сущего и представляет собой единое Я всего существующего. Целью ведантистской йоги является воссоединение с этой сущностью.
"БРАХМА-СУТРА" (The Brahma-Sutras) - Приписываемый великому мудрецу Бадараяна, или Веда Вьяса известный сборник изречений, в которых излагается принципиальное учение "Упанишад" в отношении Брахмана. Второе название книги - "Веданта-сутра". Ей посвящены обширные объяснения множества классических комментаторов.
БРАХМАЧАРЬЯ (Brahmacharya) - Целомудренное поведение. Четвертая форма воздержания ямы. В первую очередь, это понятие относится к воздержанию от сексуальных актов и подавлению полового влечения. Однако, в соответствии с общей идеей о том, что во время ученичества человек должен воздерживаться не только от сексуальности, но и от любых проявлений потворства чувственным страстям, направленным на услаждение органов восприятия, а также в соответствии с остальными четырьмя формами воздержания, которые должны восприниматься в их самом широком смысле, принцип брахмачарья можно описать как поведение, отстраненное от чувственности вообще.
БУДДХИ (Buddhi) - Мудрость отличается от простого знания, ибо представляет собой знание природы одушевленного. Мы обитаем среди двух типов объектов - материальных вещей и живых существ. Для нас дорого - нам нравится - то, что приносит нам добро. Однако наибольшую ценность среди всего вокруг представляют сосуществующие рядом с нами люди - величайшие и лучшие "вещи". Те нежные чувства, которые мы испытываем к ним, становятся любовью, во всех формах ее проявления, от дружелюбия и доброй воли до огромной привязанности. Предельная осознанность жизни окружающих нас существ есть мудрость (буддхи); проявлением этой мудрости является оценка значимости любого живого творения с точки зрения его благополучия.
БУДДХИ-ЙОГА (Buddhi-yoga) - Форма йоги, особо выделяемая в "Бхагавад-Гите". На практике, в исходном варианте этого писания на санскрите практически всюду, где Учитель упоминает йогу без дополнительного определения, имеется в виду именно буддхи-йога. Это та йога, которую он объясняет своему ученику, Арджуне, в самом начале, а позднее утверждает, что посредством ее практики люди достигают Брахмана. Когда ученик спрашивал, что случается с человеком, который верит в йогу, но которому не удается ее завершение, ибо он недостаточно одержим ею, Учитель ответил, что человек, потерпевший неудачу в йоге, будет в следующем воплощении рожден в семье добрых людей и там получит все буддхические достижения своих предыдущих жизней, и ему вновь понадобится пытаться овладеть йогой. Учитель добавляет, что йог пребывает выше аскетов, выше людей знания и людей действия, заканчивая главу словами: "Так будь же йогом!"
"БХАГАВАД-ГИТА" (The Bhagavad Gita) - Великое писание Индии, в котором описывается божественно просветленный духовный учитель, излагающий свое учение искусства одухотворенной жизни выдающейся личности из касты воинов. Произведение состоит из восемнадцати глав, каждая из которых относится к определенной сфере человеческой жизни; в нем показаны примеры того, как в различных обстоятельствах жизни человек может быть целостным и одновременно совершенно гармонично играть на всех пяти струнах (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) арфы своего существа. Название "Бхагават-Гита" можно перевести как "Песнь Бога", или "Божественная Песнь".
БХАКТИ (Bhakti) - Вера, преданность. Обычно понимается как вера в Бога, особенно привязанность к Богу как к источнику всего доброго, как к верховной Щедрости и Добру. При созерцании этой доброты возникает поклонение, чувство взаимосвязи и единства с Добром, которая простирается далеко за пределы той осознанной привязанности, дружбы и любви, которая связывает нас с другими человеческими существами, развиваясь до подлинного осознания Божественного.
БХЕКА - Лягушка.
БХЕРУНДА - Страшный, ужасный; также название вида птиц.
БХУДЖА - Рука или плечо.
БХУДЖАНГА - Змея.
БХУДЖАНГАСАНА (Bhujangasana) - "Поза Кобры". Человек ложится лицом вниз; ладони упираются в землю близко к плечам; затем, опираясь на руки, человек поднимает вверх только голову и плечи - настолько высоко, насколько он способен выгнуть спину.
ВАДЖРА - Удар молнии; молния - оружие Индры.
ВАМА - Левая сторона.
ВАСАНА (Vasanas) - Васаны часто считаются обычными желаниями, но на самом деле представляют собой привычные, устоявшиеся желания, то есть основные склонности характера. Васаны необходимо преодолевать всеми силами. Когда высшие силы человеческой души (мышление и любовь) не проявляют склонности к каким-либо предметам или действиям, страсти остаются в молчании, подобно телу, пребывающему в покое.
ВАСИШТХА - Знаменитый мудрец, автор нескольких гимнов "Ригведы".
ВАТАЯНА - Лошадь.
ВЕДАНТА (Vedanta) - Окончание ("анта") "Вед", то есть их вершина, венец, высшая и завершающая точка их учения. Веданта представляет собой систему философии, основанную на учениях, дарованных "Ведами"; основное внимание в этой системе уделяется джняна-йоге (йоге знания).
"ВЕДЫ" (The Vedas) - Величайшие священные тексты, первичный источник религий Индии. Наиболее мистические ее части, особенно "Упанишады", стали основой джняна-йоги веданты, а также источником вдохновения в бхакти-йоге.
ВИРА - Герой, храбрец.
ВИРАБХАДРА - Могучий герой, созданный из косматых волос Шивы.
ВИРАСАНА (Virasana) - "Поза Силы". Ноги скрещены; левая ступня расположена под правым бедром, а правая - под левым, или наоборот.
ВИШВАМИТРА - Прославленный мудрец.
ВИШНУ (Vishnu) - После того, как Брахма сотворил мир, он узрел его безжизненным и недвижным, и стал молиться, взывая о помощи, после чего в мир вошел Вишну ("виш" - "входить") и наполнил его жизнью. Эта жизнь воплотилась в форме великого множества существ, относящихся к разумной стороне Проявленности, пребывающих на пути прогресса к своему совершенству. Разум, помещенный в условия времени, вызвал к возникновению изменение и движение. Таким образом, Вишну представляет собой принцип способности к формированию, восприятию идей, и являет Божественный Дух всех джив, пребывающий вне их разума. Его можно назвать Второй Силой, или Вторым Логосом мира.
ВИШУДДХИ ЧАКРА (The Vishuddhi Chakra) - Колесо, или лотос на уровне горла. У него шестнадцать лепестков лилового цвета (некоторые источники определяют его как цвет огня, наблюдаемого сквозь дым), которые соответствуют 16 гласным звукам. Ее биджа мантра - "хам".
ВРИКША - Дерево.
ВРИКШАСАНА (Vrikshasana) - "Поза Дерева": человек стоит на одной ноге; вторая нога сгибается в колене, и ступня лежит высоко на бедре.
ВРИТТИ (Vrittis) - Буквально: "водоворот". Вритти (мысли) низшего ума (читты) разделяются, согласно Патанджали, на пять групп: (1) правильные идеи; (2) ложные идеи; (3) фантазии; (4) идеи, приходящие во время сна; (5) воспоминания. Когда перед разумом предстает какая-либо идея, очень важно немедленно определить тот из пяти классов, к которому она относится. Если бы такое распознавание прекратилось, человек стал бы безумным. Немедленная инстинктивная классификация мыслей и идей в этом отношении является признаком здоровья разума.
ВРИШТИКА - Скорпион.
ГАНДА - Щека; сторона лица, включая висок.
ГАНДА-БХЕРУНДА - Вид птицы.
ГАРБХА-ПИНДА - Зародыш в утробе.
ГАРУДА - Орел. Царь птиц, который возил на себе Бога Вишну.
ГО - Корова.
ГОМУКХА - Лицо, подобное коровьему. Музыкальный инструмент, узкий с одного конца и широкий с другого.
ГОРАКША - Пастух. Имя знаменитого йога.
ГРАНТХИ (Granthis) - Буквально: "узлы". Существуют три грантхи: чакры в основании тела (муладхара чакра), в области сердца (анахата чакра) и в междубровье (аджня чакра). Утверждается, что в своем путешествии вверх по позвоночнику кундалини должна пробиться через эти узлы.
ГУРУ (Guru) - В древних текстах практикующему йогу часто напоминают о желательности получения информации и указаний от гуру, или учителя. Слово гуру буквально означает "важный человек", тот, чьи слова ценнее установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик.
ДВЕША (Dwesha) - Неприятие, отвращение. Это эмоциональное ощущение возникает на основе воспоминаний о страданиях и боли, связанных с какой-либо мыслью или объектом.
ДВИ-ПАДА - Две стопы или ноги.
ДЖАНУ - Колено.
ДЖАПА (Japa) - Джапа не есть медитация; оно представляет собой повторение эмоции или идеи, подкрепленное словом (речитативом), направленное на подавление нежелательного ощущения или мысли, установление вместо него новой привычки. При выполнении джапа слова могут проговариваться вслух, шепотом или просто в уме. Патанджали придерживается той позиции, что при появлении дурных мыслей необходимо размышлять на противоположные им темы, и определяет это как отторжение, отражение страданий и ошибок, которые из них следуют.
ДРАВЬЯ, ГУНА, КАРМА (Dravya, Guna, Karma) - Объект, Качество, Действие: все состоит из этих трех проявлений. Все обладает воздействием на свое окружение; так железо воздействует на кислоту, хотя многие настаивают на том, что только кислота воздействует на железо. Поэтому действие и противодействие являются фундаментальными по своей природе явлениями, и существующая статичная объективность совсем не является их основой. Все действует сообразно своему собственному естеству; если брошенный человеком камень разбил лампу, то кто разбил ее, камень или человек? Сочетание обоих. Камень, будучи камнем, и человек, будучи человеком, оба свободны быть тем, что они есть. Йога требует от нашего мышления подобного реализма, но не упорной привязанности к старым косным идеям.
ДХАНУРАСАНА (Dhanurasana) - "Поза Лука": человек ложится лицом вниз, поднимает ноги вверх и охватывает руками лодыжки, выгибая голову и грудь назад. Тело при этом балансирует на брюшной области.
ДХАРАНА (Dharana) - Концентрация, полное внимание разума, направленное на какой-либо объект или мысль. Со стороны это представляет собой сужение области внимания, но внутренне это является фокусированием умственной силы. Практика концентрации заключается в применении воли к выполнению того, что обычно происходит с нами неосознанно. Во время концентрации человек останавливает поток мыслей, уделяя внимания только одному объекту.
АБХЬЯСА (Abhyasa) - Упорная практика, нацеленная на неуклонное и решительное освоение йоги.
АДЖАПА МАНТРА (The Ajapa Mantra) - Непроизвольное или подсознательное повторение "Ханса, ханса...", осуществляемое в процессе дыхания; звук выдоха соответствует слогу "ха", а звук вдоха - "са". Такое повторение происходит около 21600 раз в сутки, то есть в среднем 15 раз в минуту.
АДЖНЯ ЧАКРА (The Ajna Chakra) - Колесо, или лотос в междубровьи. Он имеет только два лепестка, соответствующие звукам "ха" и "кша". Эта чакра вязана с тем свойством разума, которое называют "шестым чувством". Практика йоги по отношению к этому центру разделяется на два типа: мурти и амурти (оформленная и бесформенная). Первая, мурти, вовлекает все органы чувств; но вторая, амурти, носящая также название, протекает выше чувств, фокусируется за междубровьем, и ведет к внутреннему зрению. Биджа мантра этой чакры есть Ом.
АДХО-МУКХА - Лицом вниз.
АКАРНА - Возле уха, к уху.
АНАНДА (Ananda) - Блаженство, радость. Характеристика чистого сознания, которое есть первичная Реальность, субстанция всего сущего.
АНАХАТА ЧАКРА (The Anahata Chakra) - Колесо, или лотос на уровне сердца. У него двенадцать лепестков золотого (иногда утверждают, что ярко-красного) цвета, которые соответствуют звукам "к", "кх", "г", "гх", "н" (горловой), "ч", "чх", "дж", "джх", "н" (небный), "т" (церебральный) и "тх" (церебральный). Это центр стихии воздуха, он имеет шестиугольную форму и темно-синий цвет. Соответствующая биджа мантра: йам.
АНГА (Anga) - Аспекты, ступени йоги. Восемью анга являются воздержания (яма), обряды (нияма), положения, или позы медитации (асана), управлеие дыханием в медитации (пранаяма), отстраненность от внешних ощущений (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и созерцание (самадхи). Тело, часть его, один из членов.
АНГУШТХА - Большой палец ноги.
АРДХА - Половина.
АСАНА (Asana) - Положение, поза тела. Согласно Патанджали, она должна быть уравновешенной и приятной. Это достигается избавлением от усилий во время ее выполнения и правильным отношением разума, который перенимает это телесное равновесие путем размышления о совершенном и бесконечном покое, присущем основе всего сущего. При условии такого равновесия и покоя, которое предполагает отсутствие внутренних противоречий и затрат мышечной энергии, тело может очень долго пребывать в радостном состоянии, не уставая и не обращая практически никакого внимания на внешние раздражители. Патанджали не описывает каких-либо конкретных поз, но более поздние авторы, в частности, принадлежащие к школе хатха-йоги, перечисляют 84 основных позы. Позами, главным образом рекомендуемыми для медитации, являются сиддхасана, падмасана, свастикасана, вирасана и сукхасана. Следующие позы рекомендуются как упражнения, оздоравливающие тело и повышающие его гибкость: бхуджангасана, дханурасана, халасана, куккутасана, майюрасана, сарвангасана, шавасана, ширшасана, уграсана и врикшасана. Позы последней группы принимаются обычно не настолько надолго, как позы медитации; они выполняются как физические упражнения. Разумеется, существует бесчисленное множество разновидностей каждой позы.
АСТЕЙЯ (Asteya) - Нестяжательство. Третье из воздержаний ямы. Поскольку эта добродетель распространяется не только на действия, но и на мысли, она включает отсутствие скупости и зависти.
АХИМСА (Ahimsa) - Ненасилие; первое воздержание ямы, означающее стремление и старание жить и неизменно действовать таким образом, чтобы приносить добро и не причинять вред другим существам. Это не предложение намеренной устремленности, но скорее, та идеальная жизнь, которая, по словам Будды, "подобна мягкому ветру, проносящемуся мимо". Концепция ахимсы является чрезвычайно всеобъемлющей; она включает в себя непричинение вреда мыслям и чувствам других, их телам и имуществу; ненасилие не только в действиях, но и в речи и мыслях.
АШВА - Лошадь.
АШРАМА (Ahsrama) - Уединенная обитель, жилище людей, посвятивших свою жизнь религиозной жизни (обычно: место, в котором учитель живет вместе со своими учениками).
АШТА - Восемь.
БАДДХА - Связанный, пойманный, удерживаемый, закрепленный.
БАКА - Журавль, болотная птица.
БИДЖА МАНТРА (Bija Mantra) - Звук, связанный с материальным принципом чакр. Во время произнесения он сопровождается послезвуком, назальным "м", который обозначается на письме точкой над буквой "м". Таким образом, биджа мантра олицетворяет процесс проявления и материального воплощения первичной силы.
БИНДУ (Bindu) - Буквально: "капля", "крошечная точка". В произнесении слова "Ом" присутствует назальный эффект, так как губы закрыты и обычный звук "м" произнести нельзя. Этот звук называется нада и обозначается маленьким горизонтально расположенным полумесяцем над буквой "о". В чаше полумесяца ставится точка, обозначающая завершающую стадию нада, в которой звук становится очень тонким и постепенно угасает.
БРАХМА (Brahma) - Это тот аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, в смысле возрождения и сохранения материальной стороны всех вещей. Современные авторы определяют этот источник силы, субстанцию как энергию, воплощающую прошлое в настоящем, или всеобщий закон инерции. Таким образом, мир представляет собой состояние "целенаправленного восприятия идей", а устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы.
БРАХМАН (Brahman) - Единая абсолютная сущность, чистое сознание и неомраченная радость, блаженство, которое является первоосновой и источником всего сущего и представляет собой единое Я всего существующего. Целью ведантистской йоги является воссоединение с этой сущностью.
"БРАХМА-СУТРА" (The Brahma-Sutras) - Приписываемый великому мудрецу Бадараяна, или Веда Вьяса известный сборник изречений, в которых излагается принципиальное учение "Упанишад" в отношении Брахмана. Второе название книги - "Веданта-сутра". Ей посвящены обширные объяснения множества классических комментаторов.
БРАХМАЧАРЬЯ (Brahmacharya) - Целомудренное поведение. Четвертая форма воздержания ямы. В первую очередь, это понятие относится к воздержанию от сексуальных актов и подавлению полового влечения. Однако, в соответствии с общей идеей о том, что во время ученичества человек должен воздерживаться не только от сексуальности, но и от любых проявлений потворства чувственным страстям, направленным на услаждение органов восприятия, а также в соответствии с остальными четырьмя формами воздержания, которые должны восприниматься в их самом широком смысле, принцип брахмачарья можно описать как поведение, отстраненное от чувственности вообще.
БУДДХИ (Buddhi) - Мудрость отличается от простого знания, ибо представляет собой знание природы одушевленного. Мы обитаем среди двух типов объектов - материальных вещей и живых существ. Для нас дорого - нам нравится - то, что приносит нам добро. Однако наибольшую ценность среди всего вокруг представляют сосуществующие рядом с нами люди - величайшие и лучшие "вещи". Те нежные чувства, которые мы испытываем к ним, становятся любовью, во всех формах ее проявления, от дружелюбия и доброй воли до огромной привязанности. Предельная осознанность жизни окружающих нас существ есть мудрость (буддхи); проявлением этой мудрости является оценка значимости любого живого творения с точки зрения его благополучия.
БУДДХИ-ЙОГА (Buddhi-yoga) - Форма йоги, особо выделяемая в "Бхагавад-Гите". На практике, в исходном варианте этого писания на санскрите практически всюду, где Учитель упоминает йогу без дополнительного определения, имеется в виду именно буддхи-йога. Это та йога, которую он объясняет своему ученику, Арджуне, в самом начале, а позднее утверждает, что посредством ее практики люди достигают Брахмана. Когда ученик спрашивал, что случается с человеком, который верит в йогу, но которому не удается ее завершение, ибо он недостаточно одержим ею, Учитель ответил, что человек, потерпевший неудачу в йоге, будет в следующем воплощении рожден в семье добрых людей и там получит все буддхические достижения своих предыдущих жизней, и ему вновь понадобится пытаться овладеть йогой. Учитель добавляет, что йог пребывает выше аскетов, выше людей знания и людей действия, заканчивая главу словами: "Так будь же йогом!"
"БХАГАВАД-ГИТА" (The Bhagavad Gita) - Великое писание Индии, в котором описывается божественно просветленный духовный учитель, излагающий свое учение искусства одухотворенной жизни выдающейся личности из касты воинов. Произведение состоит из восемнадцати глав, каждая из которых относится к определенной сфере человеческой жизни; в нем показаны примеры того, как в различных обстоятельствах жизни человек может быть целостным и одновременно совершенно гармонично играть на всех пяти струнах (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) арфы своего существа. Название "Бхагават-Гита" можно перевести как "Песнь Бога", или "Божественная Песнь".
БХАКТИ (Bhakti) - Вера, преданность. Обычно понимается как вера в Бога, особенно привязанность к Богу как к источнику всего доброго, как к верховной Щедрости и Добру. При созерцании этой доброты возникает поклонение, чувство взаимосвязи и единства с Добром, которая простирается далеко за пределы той осознанной привязанности, дружбы и любви, которая связывает нас с другими человеческими существами, развиваясь до подлинного осознания Божественного.
БХЕКА - Лягушка.
БХЕРУНДА - Страшный, ужасный; также название вида птиц.
БХУДЖА - Рука или плечо.
БХУДЖАНГА - Змея.
БХУДЖАНГАСАНА (Bhujangasana) - "Поза Кобры". Человек ложится лицом вниз; ладони упираются в землю близко к плечам; затем, опираясь на руки, человек поднимает вверх только голову и плечи - настолько высоко, насколько он способен выгнуть спину.
ВАДЖРА - Удар молнии; молния - оружие Индры.
ВАМА - Левая сторона.
ВАСАНА (Vasanas) - Васаны часто считаются обычными желаниями, но на самом деле представляют собой привычные, устоявшиеся желания, то есть основные склонности характера. Васаны необходимо преодолевать всеми силами. Когда высшие силы человеческой души (мышление и любовь) не проявляют склонности к каким-либо предметам или действиям, страсти остаются в молчании, подобно телу, пребывающему в покое.
ВАСИШТХА - Знаменитый мудрец, автор нескольких гимнов "Ригведы".
ВАТАЯНА - Лошадь.
ВЕДАНТА (Vedanta) - Окончание ("анта") "Вед", то есть их вершина, венец, высшая и завершающая точка их учения. Веданта представляет собой систему философии, основанную на учениях, дарованных "Ведами"; основное внимание в этой системе уделяется джняна-йоге (йоге знания).
"ВЕДЫ" (The Vedas) - Величайшие священные тексты, первичный источник религий Индии. Наиболее мистические ее части, особенно "Упанишады", стали основой джняна-йоги веданты, а также источником вдохновения в бхакти-йоге.
ВИРА - Герой, храбрец.
ВИРАБХАДРА - Могучий герой, созданный из косматых волос Шивы.
ВИРАСАНА (Virasana) - "Поза Силы". Ноги скрещены; левая ступня расположена под правым бедром, а правая - под левым, или наоборот.
ВИШВАМИТРА - Прославленный мудрец.
ВИШНУ (Vishnu) - После того, как Брахма сотворил мир, он узрел его безжизненным и недвижным, и стал молиться, взывая о помощи, после чего в мир вошел Вишну ("виш" - "входить") и наполнил его жизнью. Эта жизнь воплотилась в форме великого множества существ, относящихся к разумной стороне Проявленности, пребывающих на пути прогресса к своему совершенству. Разум, помещенный в условия времени, вызвал к возникновению изменение и движение. Таким образом, Вишну представляет собой принцип способности к формированию, восприятию идей, и являет Божественный Дух всех джив, пребывающий вне их разума. Его можно назвать Второй Силой, или Вторым Логосом мира.
ВИШУДДХИ ЧАКРА (The Vishuddhi Chakra) - Колесо, или лотос на уровне горла. У него шестнадцать лепестков лилового цвета (некоторые источники определяют его как цвет огня, наблюдаемого сквозь дым), которые соответствуют 16 гласным звукам. Ее биджа мантра - "хам".
ВРИКША - Дерево.
ВРИКШАСАНА (Vrikshasana) - "Поза Дерева": человек стоит на одной ноге; вторая нога сгибается в колене, и ступня лежит высоко на бедре.
ВРИТТИ (Vrittis) - Буквально: "водоворот". Вритти (мысли) низшего ума (читты) разделяются, согласно Патанджали, на пять групп: (1) правильные идеи; (2) ложные идеи; (3) фантазии; (4) идеи, приходящие во время сна; (5) воспоминания. Когда перед разумом предстает какая-либо идея, очень важно немедленно определить тот из пяти классов, к которому она относится. Если бы такое распознавание прекратилось, человек стал бы безумным. Немедленная инстинктивная классификация мыслей и идей в этом отношении является признаком здоровья разума.
ВРИШТИКА - Скорпион.
ГАНДА - Щека; сторона лица, включая висок.
ГАНДА-БХЕРУНДА - Вид птицы.
ГАРБХА-ПИНДА - Зародыш в утробе.
ГАРУДА - Орел. Царь птиц, который возил на себе Бога Вишну.
ГО - Корова.
ГОМУКХА - Лицо, подобное коровьему. Музыкальный инструмент, узкий с одного конца и широкий с другого.
ГОРАКША - Пастух. Имя знаменитого йога.
ГРАНТХИ (Granthis) - Буквально: "узлы". Существуют три грантхи: чакры в основании тела (муладхара чакра), в области сердца (анахата чакра) и в междубровье (аджня чакра). Утверждается, что в своем путешествии вверх по позвоночнику кундалини должна пробиться через эти узлы.
ГУРУ (Guru) - В древних текстах практикующему йогу часто напоминают о желательности получения информации и указаний от гуру, или учителя. Слово гуру буквально означает "важный человек", тот, чьи слова ценнее установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик.
ДВЕША (Dwesha) - Неприятие, отвращение. Это эмоциональное ощущение возникает на основе воспоминаний о страданиях и боли, связанных с какой-либо мыслью или объектом.
ДВИ-ПАДА - Две стопы или ноги.
ДЖАНУ - Колено.
ДЖАПА (Japa) - Джапа не есть медитация; оно представляет собой повторение эмоции или идеи, подкрепленное словом (речитативом), направленное на подавление нежелательного ощущения или мысли, установление вместо него новой привычки. При выполнении джапа слова могут проговариваться вслух, шепотом или просто в уме. Патанджали придерживается той позиции, что при появлении дурных мыслей необходимо размышлять на противоположные им темы, и определяет это как отторжение, отражение страданий и ошибок, которые из них следуют.
ДРАВЬЯ, ГУНА, КАРМА (Dravya, Guna, Karma) - Объект, Качество, Действие: все состоит из этих трех проявлений. Все обладает воздействием на свое окружение; так железо воздействует на кислоту, хотя многие настаивают на том, что только кислота воздействует на железо. Поэтому действие и противодействие являются фундаментальными по своей природе явлениями, и существующая статичная объективность совсем не является их основой. Все действует сообразно своему собственному естеству; если брошенный человеком камень разбил лампу, то кто разбил ее, камень или человек? Сочетание обоих. Камень, будучи камнем, и человек, будучи человеком, оба свободны быть тем, что они есть. Йога требует от нашего мышления подобного реализма, но не упорной привязанности к старым косным идеям.
ДХАНУРАСАНА (Dhanurasana) - "Поза Лука": человек ложится лицом вниз, поднимает ноги вверх и охватывает руками лодыжки, выгибая голову и грудь назад. Тело при этом балансирует на брюшной области.
ДХАРАНА (Dharana) - Концентрация, полное внимание разума, направленное на какой-либо объект или мысль. Со стороны это представляет собой сужение области внимания, но внутренне это является фокусированием умственной силы. Практика концентрации заключается в применении воли к выполнению того, что обычно происходит с нами неосознанно. Во время концентрации человек останавливает поток мыслей, уделяя внимания только одному объекту.

Следующая запись: СИЛЬНЫЕ АФФИРМАЦИИ на каждый день для достижения УСПЕХА и СЧАСТЬЯ
Лучшие публикации